Новые правила подсчета льготного стажа для досрочной пенсии с 2019: внесены существенные коррективы

Избежать реформ досрочным пенсиям также не удалось. 2019 год вносит существенные коррективы в порядок подтверждения и, соответственно, подсчета льготного стажа для досрочного выхода на пенсию.

Новые правила подсчета льготного стажа для досрочной пенсии с 2019: внесены существенные коррективы

Льготный стаж является важнейшим условием для досрочного выхода на пенсию по старости.

А в текущих реалиях, когда грядет повышение пенсионного возраста, досрочная пенсия становится еще более желанной: ведь для ее назначения возраст останется прежним (см. об этом здесь).

Но вовсе избежать реформ досрочным пенсиям не удалось: 2019 год вносит существенные коррективы в порядок подтверждения и, соответственно, подсчета льготного стажа.

Дело в том, что в 2018 году истек срок переходного периода, в течение которого работодатели должны были провести специальную оценку условий труда.

Поэтому с 2019 года в полной мере начали действовать новые правила включения периодов вредной работы в льготный стаж. В чем они заключаются?

Еще с 2013 года все периоды «вредного» стажа ПФР засчитывает работникам при условии, что работодатель перечисляет за них дополнительные страховые взносы.

То есть помимо общих взносов (22% от заработка) за работников, которые по своей должности и условиям труда подпадают под Списки льготников (Списки №1, №2 и Малые списки – см. здесь), уплачиваются дополнительные взносы.

Поэтому, какой бы вредной работа ни была, а если дополнительных взносов на лицевом счете работника нет, то в льготный стаж она не войдет.

Тарифы дополнительных взносов зависят от вида Списка и составляют на сегодняшний день 6% и 9%.

Также работодатели до 2014 года обязаны были проводить аттестацию рабочих мест, но результаты ее на уплату дополнительных взносов не влияли: тарифы были «привязаны» исключительно к Спискам, к которым относилась та или иная должность.

А вот с 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. Проводиться она должна постепенно, на протяжении пяти лет – 2018 год как раз стал заключительным этапом перехода от аттестации к спецоценке.

Проблема в том, что результаты спецоценки условий труда напрямую влияют на обязанность работодателя уплачивать дополнительные страховые взносы:

  •  по ее итогам все рабочие места распределяются по степени опасности на классы (опасный, вредный, допустимый и оптимальный),
  •  дополнительные страховые взносы вводятся только для двух классов: опасные и вредные условия труда.

Поэтому если по итогам спецоценки принимается заключение, что рабочее место относится к допустимым или оптимальным условиям труда, то работодатель освобождается от обязанности платить дополнительные взносы за работника.

А что это означает?

  • С того момента, как прекратятся дополнительные взносы, у работника перестанет идти и льготный стаж.
  • И не будет иметь никакого значения, что трудовая функция работника не изменилась и раньше та же работа засчитывалась в его льготный стаж.

Единственный выход – оспорить результат спецоценки в судебном порядке. Положительные прецеденты уже есть, и основной причиной отмены заключения спецоценки являются процедурные нарушения, допущенные в ходе ее проведения.

Таким образом, до конца с 2018 года работодатели должны были провести специальную оценку условий труда своих рабочих мест.

  1. Раньше работникам включалась в льготный стаж работа независимо от степени вредности – главное, чтобы она соответствовала условиям Списков и с 2013 года перечислялись дополнительные взносы.
  2. Теперь по итогам спецоценки, льготный стаж получат только те работники, которые полный рабочий день трудятся во вредных и опасных для здоровья условиях.

За работодателем сохраняется право продолжить перечислять за своих работников дополнительные взносы (по старым тарифам 6% и 9%), даже если спецоценка дала заключение, что нет вредных условий труда.

Но все прекрасно понимают, что подобный альтруизм маловероятен. При малейшей возможности освободиться от дополнительных взносов работодатель, разумеется, этим воспользуется, а работникам придется попрощаться со своим льготным стажем.

Автор: Ирина Сивакова, кандидат юридических наук

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *