Вместо пенсии — «гарантированный пенсионный продукт»: граждане как-то не очень горят желанием

Минфин разработал новый законопроект c предварительным рабочим названием «О гарантированном пенсионном продукте», сообщили в пресс-службе ведомства. Проект закона направлен на согласование в Минтруд.

Вместо пенсии — «гарантированный пенсионный продукт»: граждане как-то не очень горят желанием

Вместо Индивидуального пенсионного капитала (ИПК) правительство предложит населению «гарантированный пенсионный продукт» – законопроект с таким названием разработал Минфин, сообщил его представитель.

ИПК, представленный Минфином и ЦБ в 2016 г., должен был заменить замороженную с 2014 г. накопительную пенсию. Но финансовый блок так и не смог договориться с социальным о том, как люди будут вступать в новую систему: добровольно или автоматически. В этом случае по умолчанию все считаются участниками новой пенсионной системы, а чтобы не платить взносы, надо подать заявление.

К гарантированному пенсионному продукту граждане смогут подключаться по желанию, переведя свои накопления из системы обязательного пенсионного страхования (ОПС).

Сейчас законопроект согласовывает Минтруд (получить его комментарий, а также ЦБ в пятницу вечером не удалось) и после общественных обсуждений его внесут в правительство, говорит представитель Минфина, но предполагаемых сроков не называет.

Кроме «исключительно добровольного порядка присоединения» среди основных элементов гарантированного пенсионного продукта Минфин называет:

  • гарантирование государством сохранности долгосрочных пенсионных накоплений граждан,
  • регистрация накопительных счетов центральным администратором,
  • а также налоговые стимулы: льготы для бизнеса и вычеты для граждан.

То, что россияне уже скопили в нынешней системе ОПС, они смогут присоединить к гарантированному пенсионному продукту.

Основная цель данного законопроекта – создание государственной системы гарантирования сохранности добровольных пенсионных накоплений граждан, создание стимулов как для самостоятельного формирования таких накоплений работниками, так и для развития корпоративных пенсионных программ», говорится в комментарии Минфина.

В конце августа замминистра финансов Алексей Моисеев говорил, что законопроект может быть представлен в течение недели. Детали могут быть представлены на следующей неделе, «если все пойдет по плану», подтверждал первый зампред ЦБ Сергей Швецов. «Основная история – будет отказ от любых средств принуждения к вступлению», – обещал Моисеев, назвав новую систему модернизацией существующего негосударственного пенсионного обеспечения. Пока так и получается.

Систему ИПК нужно менять, высказалась в пятницу глава ЦБ Эльвира Набиуллина, признав, что страна не готова к внедрению подобной системы. «Мы не видим сейчас готовности внедрять эту систему (ИПК), и, на наш взгляд, тогда нужно сосредоточиться на совершенствовании нынешней системы, в том числе на развитии добровольных пенсионный схем. Решить острую проблему по переходам между негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и сосредоточиться на этом», – заявила Набиуллина во время пресс-конференции.

С августа Генпрокуратура проверяет все НПФ на предмет неправомерного перевода пенсионных накоплений. Результаты проверок пока неизвестны. «Там будут выявлены проблемы, и мы их видим, эти проблемы, – указала Эльвира Набиуллина. – И я не так давно собирала руководителей пенсионных фондов по ситуации с проблемой перехода. Несмотря на принятое законодательство, у нас остаются случаи недобросовестной практики: переманивания клиентов, неинформирования клиентов, когда люди теряют инвестиционный доход». Источник: https://www.vedomosti.ru/

Оценка эксперта очередных новаций российских ведомств

Александр Виноградов о том, как министр Орешкин и его коллеги теряют взвешенность в оценке экономического развития страны

Российские денежно-финансовые власти радуют население и бизнес очередными новациями, указывает обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов.

Он называет три таковых:

  • история с «гарантированным пенсионным продуктом»,
  • снижение ключевой ставки ЦБ 
  • и серьезная смысловая трансформация экономических прогнозов минэкономразвития РФ.

О том, что означает каждая из них, — в материале нашего автора.

Минфин РФ отправил на согласование законопроект, который посвящен новой системе добровольных пенсионных накоплений, чье рабочее название и звучит как «гарантированный пенсионный продукт»

 Граждане как-то не очень горят желанием

Жизнь продолжается. Вновь начался учебный год, и уже прошла неделя, в свои права вступает осень, а тем временем российские денежно-финансовые власти радуют население и бизнес очередными новациями. Таковых за последнее время можно насчитать три штуки — история с «гарантированным пенсионным продуктом», снижение ключевой ставки ЦБ на досанкционный уровень и серьезная смысловая трансформация экономических прогнозов минэкономразвития, очередной из которых недавно увидел свет. Данные новации появились без особого шума, за исключением профильной прессы — вероятно, поскольку много внимания поглотил единый день голосования с неизвестными (пока) итогами, который в этом году приходится на 8 сентября. Тем не менее, они весьма любопытны и их действительно стоит прокомментировать.

Первая история заключается в том, что минфин России отправил на предварительное согласование в минтруд свой законопроект, который посвящен новой системе добровольных пенсионных накоплений, чье рабочее название и звучит как «гарантированный пенсионный продукт».

Затея эта, на самом деле, не нова, известна она под именем ИПК — индивидуального пенсионного капитала и разговор об этом идет с 2016 года. Появилась она как попытка в очередной раз решить пенсионную проблему — Пенсионный фонд страны был и остается хронически дефицитным, дефицит этот покрывается за счет трансферов из федерального бюджета, и необходимость ежегодно делать это весьма раздражает правительство. Хуже того, даже длящаяся с 2014 года заморозка пенсионных накоплений (мера, изначально подававшаяся как экстраординарная и временная и ныне де-факто ставшая постоянной) не смогла избавить Пенсионный фонд от проблемы дефицита. Также однозначно можно сказать, что снижение нагрузки на Пенсионный фонд в силу повышения пенсионного возраста на обозримом горизонте никак не просматривается. В общем, с пенсионным обеспечением граждан все еще надо что-то делать, в идеале (и он вполне реализуется) без дополнительных трат. Вопрос только — что именно?

Предполагается, что ИПК / ГПП, в старой или новой версии, и есть ответ на это. Сущность предложения заключается в добровольном (от принудительного или же автоматического вроде бы решили отказаться) перечислении работником 6% (пока эта цифра является рабочей) от своего заработка в тот или иной негосударственный пенсионный фонд. Фонд этот, в свою очередь, и будет всячески инвестировать эти деньги, преумножая их и обеспечивая таким образом безбедную старость, при этом подразумевается, что эти накопления будут гарантированы государством, обещаются также какие-то льготы и вычеты, возможно, будут и иные мотиваторы.

Проблема заключается в том, что граждане как-то не очень горят желанием участвовать в подобной истории, около двух третей, по летнему опросу, не доверяют предлагаемой новации;

  • действительно, словосочетание «государство гарантирует» чем дальше, тем больше смахивает на оксюморон.
  • Кроме того, уровень доходов населения не растет, оно поддерживает потребление за счет расширяющегося потребительского кредитования (т.е. убивает свое потребление в будущем),
  • и в таких условиях довольно бессмысленно ждать позитивного отношения к инициативе по изъятию денег из карманов людей.
  • Впрочем, есть информация, что в правительстве создана рабочая группа, которая занимается подготовкой второго этапа пенсионной реформы — с вероятным дальнейшим повышением пенсионного возраста.
  • Можно предположить, что в случае реализации ее положение Пенсионного фонда улучшится, но вот не факт, что от этого будет польза для граждан страны.
 Отсутствие веры в среднесрочные перспективы — явление действительно новое

Другая история — снижение ставки ЦБ. По итогам заседания в пятницу 6 сентября ключевая ставка была снижена до уровня в 7%. Это снижение, третье в этом году и четвертое с декабря прошлого года, вернуло ставку до досанкционных и докрымских уровней: первые санкции против РФ были введены 17 марта 2014 года, и ставка тогда составляла именно 7%; ее пришлось взметнуть с 5,5% после выданного Совфедом разрешения на использование военной силы и последовавшего бегства капитала.

Резоны ЦБ, в целом, понятны. Регулятор исходит из того, что нейтральным уровнем для ставки являются 6-7%, что состоит из таргета по инфляции в 4% и реальной процентной ставки в 2-3%. Реальная ставка, в свою очередь, сопрягается с потенциалом роста экономики, который консенсусно оценивается в те же самые 2-3%. Толку с этого консенсуса, впрочем, немного, поскольку до потенциала рост отечественной экономики никак не дотягивает.

Инфляция действительно снижается — весенний рост цен чуть выше 5%, вызванный повышением НДС в начале года, остался в прошлом, более того, летом Росстат даже зафиксировал дефляцию, впервые за два года. Проблема заключается в том, что, как признает сам ЦБ, «сдерживающее влияние на инфляцию оказывает динамика потребительского спроса». Проще говоря, у людей не хватает денег, они не могут покупать, не могут предъявлять повышенный спрос и тем самым хоть как-то разгонять уровень цен. Реальные располагаемые доходы населения, упавшие за пять лет более чем на 8%, продолжают двигаться в том же направлении — за первое полугодие, по сведениям Росстата, падение составило ещё 1,3%. Помимо того, не блещут и внешние факторы (спрос на российское сырье), нет прорыва в инвестиционной активности, даже в государственной, связанной с реализацией «майского указа».

В итоге по результатам полугодия рост экономики составил весьма унылые 0,7%; что вдвое меньше изначального прогноза минэкономразвития; я же напомню, что в России засекреченными являются примерно 4,75% от ВВП. На самом деле, на фоне этой черной дыры декларированным размером почти в двадцатую часть экономики, которая принципиально (секрет же!) не расписана и не может быть проверена, все эти доли процента напрочь теряются, и говорить о росте либо спаде экономики попросту нет математического смысла. В общем, неудивительно, что вера россиян в долгосрочное будущее страны (пятилетний горизонт) рухнула до минимума за десятилетие (данные опроса ФОМ по заказу ЦБ) и число пессимистов, ожидающих ухудшения ситуации, превосходит число оптимистов на 7%; для сравнения, полтора года назад число первых было на 21% больше. При этом тех, кто негативно относится к перспективам ближайшего года, тоже больше, чем оптимистов — но бывали периоды, когда таких негативных краткосрочных ожиданий было еще больше. Увы, отсутствие веры в среднесрочные перспективы — явление действительно новое.

С другой стороны, в  России есть  минэкономразвития, который никак нельзя упрекнуть в отсутствии веры в светлое будущее. Теперь из прогнозов, выпускаемых ведомством, исчез целевой сценарий. Ранее их всегда было три — консервативный (если условия будут не очень, либо же что-то не получится), базовый (если все будет идти, как идет) и целевой (чего бы хотелось достичь при выполнении тех или иных условий). Сейчас же целевой вариант фактически стал базовым, консервативный при этом остался на своем месте. Метаморфоза довольно любопытная — и явно отражающая некоторые фундаментальные изменения в позиции МЭР.

 «Человека делает место»

Меня в свое время безмерно умилила история Алексея Улюкаева и Эльвиры Набиуллиной. Первый до лета 2013 года занимал пост первого зампреда главы ЦБ Сергея Игнатьева, Набиуллина же возглавляла министерство экономического развития. Между ними регулярно шла полемика — Набиуллина, ведомая своими корпоративно-чиновными интересами, настойчиво требовала у ЦБ работы по снижению ставок и, в целом, максимального благоприятствования кредитованию бизнеса всех видов и сортов. Улюкаев в ответ на это откликался ссылками на требования к цельности ДКП, призывал к осторожности, напоминал о рисках и так далее. Затем произошла своего рода рокировка: Набиуллина стала главой ЦБ, Улюкаев же ушел возглавлять МЭР. Полемика ненадолго прекратилась, но вскоре возобновилась с новой силой, будучи при этом с полярных позиций: уже Улюкаев призывал к форсированию кредитования, а Набиуллина отвечала про осторожность, риски, борьбу с инфляцией, необходимость помнить о нивелировании чрезмерных колебаний курса рубля и так далее. «Человека делает место», — этой старой мудрости никто не отменял и, наверное, никогда не отменит.

Что из этого следует? Что МЭР, отражая заложенное в названии «экономическое развитие», полностью теряет свою взвешенность в оценке ситуации. Независимого прогноза, основанного на оценке внешних и внутренних экономических трендов, от этого ведомства ждать более не стоит. Министр Максим Орешкин еще в сентябре 2018 года, представляя прогноз на заседании правительства, заявил, что отличительной особенностью нового прогноза является то, что он «основан на предпосылке достижения национальных целей развития, заложенных в майском указе президента». Тогда это прошло не особо замеченным, сейчас же трансформацию подхода можно считать завершенной. Еще раз: теперь МЭР предполагает, что указ действительно будет реализован, что все пойдет по плану, и что у этого процесса к такому-то сроку будут такие-то итоги.

Проблема в том, что исторический опыт показывает довольно слабую реализуемость подобного рода прогнозов. Опять же, можно было бы сказать, что это все имело место ранее и на сей раз все будет иначе — но и это тоже неверно. Так, само министерство в прогнозе ухудшило ожидания на двухлетний период (по сравнению с предыдущей версией), а из десяти национальных целей развития, которые были утверждены премьером Дмитрием Медведевым как способ реализовать майские указы Владимира Путина, как минимум пять выполнить в 2019–2020 годах уже не получится. К примеру, не будет результата в демографии — народ опять начал вымирать, не ожидается достижения целей по борьбе с бедностью, про реальные доходы населения уже было сказано выше. В общем, все как обычно — и отсылки к неблагоприятной внешней конъюнктуре имеют мало значения.

А жизнь продолжается, и ведомства, всяк в рамках своих целей и возможностей, продолжают радовать новациями идущий на выборы податной электорат. Источник: business-gazeta.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *