Японский сад камней

japanese-garden-stone

Камни учили меня молчанию.
Камни учили меня терпению.
Камни учили меня спокойствию.
Камни учили меня созерцанию.
Камни учили меня бесконечности мироздания.
Настоятель дзенского монастыря


Создание такой композиции с использованием камня, как японский сад камней – высокое искусство, отточенное мастерами этой древней страны в течение многих столетий. По этой причине, было бы справедливым, сказать, что европейцы, с сильно отличающимся от японского мировоззрением и философией (камни, как и все неживое с точки зрения европейцев, считаются живыми существами) могут только хорошо копировать это искусство, повторяя его манеры и приемы. Так же и японцы, с другой стороны, вряд ли смогли бы в точности построить и передать то состояние, которое рождается при виде величественных готических соборов или скромных, лаконичных, но при этом изящных русских деревянных церквей.
Сутэ-иси – искусство расстановки камней, считалось, основным в работе художника. Камни подбирают по форме, текстуре, цвету и соответствию их общему стилю сада. Композицию определяет главный камень, а рядом, обычно располагают два камня поменьше. Это, так называемая скальная форма сандзон или три камня (триада) Будды. Большой камень, как правило, высокий и прямой, а камни поменьше находятся относительно него по углам треугольника. Число камней в группе может быть и большим, но их число обязательно должно быть нечетным. В пространство между камнями допускается, но крайне редко, посадка невысоких растений, не отвлекающих внимание от основной композиции.
Самым известным и популярным является сад камней монастыря Рёандзи в древней столице Японии Киото, созданный в XV-XVI веках. Он представляет собой прямоугольную площадку 23х9 метров, которая длинной стороной расположена вдоль веранды. Веранда является местом для созерцания этой застывшей картины. Основу или фон в саду задает белый гравий, поверхность которого «расчесана» специальными граблями таким образом, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой из групп камней, по 2-3 или 5 камней в группе. Всего камней 15 и главной изюминкой является постоянное отсутствие в видимой зоне одного из 15 камней, в каком бы месте веранды вы не находились. Создатели этого чуда считали, что пятнадцатый камень сможет увидеть только человек, достигший просветления, посредством длительных медитаций и нужного настроя сознания.
Общие правила, которые нужно стараться соблюдать при создании сада камней, в общем, не сложны. Камни в группах необходимо устанавливать слева направо, поскольку именно таким образом перемещается взгляд большинства людей, при осмотре панорамного вида. На участке, отведенном под сад камней, создают, главным образом, «сухой ландшафт» или карэ-сантуй. Его основу составляют большие камни и валуны, поросшие мхом и лишайниками, а между ними рассыпается мелкая галька или гравий, которые тщательно выравниваются. Такой способ оформления символизирует собой морской пейзаж, где галька с волнистой структурой поверхности имитирует поверхность моря, а валуны острова посреди него. Другая интерпретация – облака и горные вершины, выглядывающие из-за них. Своего рода вид из летящего над таким пейзажем самолета.
Подводя итоги, такой тип декоративного ландшафтного сооружения из камня, как японский сад камней заслуживает внимания любителей садового искусства, поскольку он создает вокруг себя атмосферу спокойствия и гармонии и, что не маловажно, не требует полива, прополки и определенной интенсивности освещения, хотя уход за ним все же нужен. Неплохим местом для его размещения может стать зона отдыха, или просто уединенные места в вашем саду. Рядом с ним желательно расположить небольшую площадку для созерцания этого умиротворяющего сооружения, и находясь здесь, получать свою порцию душевного спокойствия и хорошего настроения.

Источник

Основной материал про японский стиль ландшафтного дизайна 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>