Регистрация автомобиля с 1 января 2020 года по новым правилам: главные нововведения нового закона

Вступление в силу закона «О государственной регистрации транспортных средств» перенесено с августа 2019 года на январь 2020-го. Отсрочку ввела Госдума, чтобы у МВД была возможность подготовиться к вступлению в силу документа, в рамках которого водители столкнутся с массой нововведений, включая регистрацию машин в автосалоне. Помимо этого вводится право выбирать место получения номеров — в подразделениях ГИБДД или у частных изготовителей номеров.

Регистрация автомобиля с 1 января 2020 года по новым правилам: главные нововведения нового закона

С 4 августа 2019 года должен был вступить в силу новый закон «О государственной регистрации транспортных средств», предусматривающий возможность поставить автомобиль на учет и получить номера в прямо в автосалоне. Документ, напомним, готовился с 2009 года и был принят в 2018 году. Однако, в марте 2019 года выяснилось, что уже подписанный закон нужно по ряду причин править, ГИБДД вместе с думским комитетом по транспорту подготовили поправки.

Основное новшество новой редакции — перенос сроков вступления в силу закона с 4 августа 2019 года на 1 января 2020-го.

  • Новый закон начнёт действовать только после вступления в законную силу с 1 января 2020 года. До этой даты новые правила регистрации автомобилей в ГИБДД формально не должны быть установлены на всей территории России, равно как и привлечение к штрафам за неисполнение этого изменённого закона.
  • Что касается области его действия, то он будет иметь наивысший приоритет среди всех нормативно-правовых актов, регулирующих порядок регистрации автомобилей в 2019 году. Это значит, что в случае наличия противоречий в законодательстве руководствоваться нужно будет данным новым законом.

 Так же отложен обязательный переход на автомобильные и мотоциклетные номера нового образца:

  • Ожидалось, что соответствующий ГОСТ заработает 4 августа нынешнего года.
  • Решение о продлении действия старого стандарта на целый год, до 4 августа 2020 года принято после обращений ГИБДД и Минсельхоза.
  • Желающие получить регистрационные номера нового образца могут это сделать только у частных фирм.
  • Таким образом, в России до следующего года будут применяться оба стандарта одновременно.

Новые правила регистрации транспортных средств: основные нововведения

Госавтоинспекция подготовила новые правила регистрации транспортных средств. Документ по большей части повторяет действующий приказ МВД №399.

Главное нововведение заключается в следующем: при постановке автомобиля на учет можно будет получить номер только того региона, где автовладелец зарегистрирован.

  • По действующим правилам, напомним, купив машину в Рязанской области с номером региона 62, гражданин с московской пропиской ставит авто на учет и, если хочет, продолжает использовать тот же номер.
  • По новым правилам это будет исключено: у автовладельца со столичной регистрацией должен быть исключительно московский номер (с регионом 77, 97, 99 и т. д.). Правило это будет соблюдаться независимо от того, где автомобиль приобретается и регистрируются.

Второе нововведение — появляется возможность регистрации приобретенного авто прямо в автосалоне (без посещения ГИБДД). ГИБДД создаст специализированный реестр автодилеров, имеющих право регистрировать новые машины. Предполагалось, что уже с августа 2019 года клиентам таких автосалонов не нужно будем самим ставить на учет купленную машину в подразделениях Госавтоинспекции. При этом даже госномера для транспортного средства можно будет напечатать здесь же. В приказе содержится ряд требований к компаниям, которым делегируют такие полномочия. Участники рынка говорят, что они им вполне по силам.

Еще одно нововведение — возможность выбора места, где получать номера. Первоначально планировалось, что в подразделении ГИБДД автовладельцы будут получать только набор букв и цифр, а саму пластину печатать у частников-изготовителей. Полгода назад обнаружилось, что таких фирм в стране не хватает, в некоторых регионах нужно для печати номера проехать более 100 км, поэтому автовладельцам решено оставить выбор. При обращении в ГИБДД надо будет заплатить пошлину за номер и новое свидетельство о регистрации (СТС) 2,85 тыс. руб., при обращении к частнику — оплатить печать (максимальный тариф — 2 тыс. руб., определен приказом ФАС) и госпошлину за новое СТС в размере 850 руб.

Порядок выдачи госзнаков утвердят отдельным постановлением правительства. В нем будет прописано новое правило: автовладелец получает номер с кодом только того региона, где он зарегистрирован. Сейчас, напомним, москвич, ставя на учет машину в Подмосковье, получает номера с кодом 50, 150, теперь будет получать 77, 97, 177 и т. д. Это нужно для усиления полицейского надзора.

В законе появится новое основание для прекращения регистрации. Наряду со снятием машины с регистрационного учета в ГИБДД законом допускается прекращение регистрации автомобиля на некоторый срок. В этом случае предполагается, что через время данное транспортное средство (ТС) будет повторно зарегистрировано на территории России. Одним из основных плюсов процедуры является отсутствие необходимости уплаты госпошлины.

Владельцем автомобиля больше не сможет быть ребенок. По текущим правилам в случае, если собственник машины — несовершеннолетний гражданин, машина может быть зарегистрирована на его усыновителя или родителя. В поправках сказано: как только подросток достигает 16-летия, регистрация машины на усыновителя прекращается. Это нужно для исключения практики, когда граждане делают собственником машины несовершеннолетних детей, а регистрируют ее на себя: штрафное постановление не выносится, поскольку нельзя привлечь к ответственности несовершеннолетнего ребенка.

Автовладелец должен будет нанести на машину за свой счет специальную дополнительную маркировку, если один из идентификационных заводских номеров заржавел или прогнил. Владельцы машин с ржавыми номерами кузова или рамы должны нанести дополнительную «полицейскую» маркировку с VIN-номером. Такая обязанность предусмотрена законом «О государственной регистрации транспортных средств» и проектом постановления правительства, подготовленным ГИБДД. Эксперты говорят, что это упростит сделки купли-продажи с проблемными машинами. В документе стоимость услуги по нанесению маркировки не фигурирует — по предварительным оценкам, она может достигать 7 тыс. руб.

Будет отменена госпошлина за выдачу номеров. МВД готовит поправки в Налоговый кодекс, отменяющие госпошлину за выдачу государственных регистрационных знаков для автомобилей. Соответствующее уведомление размещено на портале regulation.gov.ru. Сегодня госпошлина, напомним, составляет 2 тыс. руб.

Вступит в силу новый ГОСТ, вводящий новые мотоциклетные и автомобильные номера. В 2019 году вводятся в обращение новые виды номерных знаков для мотоциклов, японских праворульных машин, мопедов, квадроциклов. В перспективе собственные регистрационные знаки появятся у скутеров, классических и ретро автомобилей.

Можно будет выбрать сочетание букв и цифр на номере — для этого введут специальные аукционы. Минэкономразвития совместно с МВД разрабатывает проект постановления правительства о том, чтобы все так называемые красивые автомобильные номера продавались через специальные аукционы в интернете. Внесение документа в кабмин запланировано на 2 сентября 2019 года.

«Даже с учетом переноса срока вступления в силу закона каких-либо радикальных нововведений мы не видим,— говорит глава Союза производителей государственных регзнаков транспортных средств Людмила Шерстнева.— Большая часть граждан, скорее всего, продолжит регистрировать автомобили и получать номера в ГИБДД. Это удобнее и быстрее». Если оплачивать пошлину за регистрацию с выдачей госзнака через портал госуслуг (так сегодня делают 60% граждан), где действует скидка 30%, сумма составляет 2 тыс. руб. При обращении к частнику скидки не предусмотрено, отмечает госпожа Шерстнева.

«Не только ГИБДД потребуется подготовка к запуску регистрации транспортных средств в автосалонах, но и дилерам, которым со своей стороны потребуется организовать инфраструктуру, проработать бизнес-процессы и решить вопрос с кадрами»,— пояснил “Ъ” гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин. «Мы планируем получать соответствующий статус и предоставлять клиентам услуги по регистрации ТС и изготовлению госномеров,— добавляет господин Петрунин.— Думаю, что другие дилеры тоже поддержат эту инициативу. Но подготовка инфраструктуры начнется уже после вступления законопроекта в силу, так как на данный момент цены на соответствующее оборудование неизвестны, предложений пока нет». Людмила Шерстнева сомневается, что компании будут вкладываться в оборудование, чтобы дать клиентам дополнительный сервис. «Оно стоит 6–7 млн руб., окупаться оно при утвержденных ФАС тарифах будет очень долго»,— говорит она.

Обязательный переход на госномера нового образца отложили на год

Вступление в силу нового стандарта для номеров автомобилей и мотоциклов перенесли на год. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. Ожидалось, что соответствующий ГОСТ заработает 4 августа нынешнего года. Желающие получить регистрационные номера нового образца могут это сделать только у частных фирм. Таким образом, в России до следующего года будут применяться оба стандарта одновременно.

По словам источника, решение о переносе сроков введения нового ГОСТа было принято Росстандартом после просьб ГИБДД и Минсельхоза. В ведомствах объяснили, что на их складах скопилось много неиспользованных госзнаков, которые пришлось бы списать в утиль. Ожидается, что за год этот запас будет исчерпан, после чего с 4 августа 2020 г. Госавтоинспекция и другие ведомства полностью начнут работать по новому стандарту.

МВД уже заключило контракты с поставщиками (на 19,6 млн руб. в СКФО, на 157 млн руб. в ЦФО), заказав партии госзнаков старого образца: новые номера в подразделениях ГИБДД пока не появятся.

Изначально планировалось, что новый стандарт вступит в силу с 1 января нынешнего года. Однако ГИБДД попросила отсрочить это решение. Тогда в ведомстве объяснили, что сроки нужно перенести для исключения необоснованных расходов федерального бюджета. Основная проблема — особенности полицейских госзакупок, которые делаются на несколько месяцев вперед, однако ведомство не имеет права заказывать производство госзнаков по ГОСТу, еще не вступившему в силу, поэтому закупаются номера только соответствующие ГОСТу от 1993 года.

Рассмотрим новый стандарт типоразмеров государственных регистрационных знаков

В соответствии с Приказом Росстандарта N 555-cт определено, что новых типов знаков будет 10 – в зависимости не только от вида транспортного средства, но даже от расположения руля или от принадлежности к «ретро».

Для мотоциклистов создаются номера меньшего размера: действующий стандарт — 245×185 мм, новый — 190×145 мм. Такие номера удобнее крепить на площадки современных мотоциклов, их не срывает ветром, в отличие от массивных госзнаков старого стандарта.

  • Вводится новый вид задних двухстрочных номеров для праворульных японских, а также американских и некоторых советских автомобилей. Обычный однострочный на заднюю площадку таких машин не помещается, приходится его сгибать или использовать переходники. С этой проблемой сталкиваются многие водители: в России, по данным агентства «Автостат», более 4 млн праворульных автомобилей.
  • Стандарт также вводит новые красные номера для мотоциклов дипмиссий.
Отдельно появятся номерные знаки:
  • для мопедов (они будут похожи на мотоциклетные, но иметь свой набор букв и цифр) и квадроциклов,
  • для спортивных и классических ретро- автомобилей (на них появятся буквы «С» и «К», отделенные чертой от остальных символов).
  • При этом «классика» и спортивные машины получили даже не по одному, а по три типоразмера знаков.
  • А номера японских праворульных машин с января изменятся настолько, что по форме будут напоминать квадрат (в настоящее время владельцы этих автомобилей испытывают трудности с прикреплением выдаваемых номерных знаков).
Что поменяется?
  • Знаки ретроавтомобилей, так же как в случае стандартных авто, будут помечаться буквой «К» — классика.  От других символов ее отделит черта. Нововведение коснется как легковых, так и грузовых ТС.
  • У спортивных автомобилей на номерах появится буква «С» — спорт. Она также расположится перед цифрами и будет оделена от них чертой.
  • По новым нормам для зарубежных транспортных средств (японские и американские авто) размер знака уменьшится до 290х170 мм.
  • Владельцы зарубежных мотоциклов будут устанавливать номера размером 190х145 мм, тогда как сейчас используются 245х160 мм. Такие же знаки станут обязательными для мопедов и макси-скутеров, объем двигателя которых превышает 50 куб.см, а также квадроциклов, но с немного другой структурой.
  • Также каждому знаку после изготовления в обязательном порядке будет присваиваться специальный неповторяющийся код, состоящий из 12 знаков. В нем будет зашифрована информация об изготовителе, дате выпуска, продажи и так далее.
  • По новому ГОСТУ владельцы транспортных средств смогут сверлить дополнительные отверстия на госномерах. Главное условие – чтобы они не заходили на значок флага, цифры, буквы и код RUS.
Новые автомобильные номера с 2019 года: автомобильные знаки ждут масштабные перемены
Регистрационный знак уменьшенного размера для мотоциклов
Новые автомобильные номера с 2019 года: автомобильные знаки ждут масштабные перемены
Регистрационные знаки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов с нестандартным местом крепления
Новые автомобильные номера с 2019 года: автомобильные знаки ждут масштабные перемены
Регистрационные знаки для для внедорожных мототранспортных средств, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (слева) и мопедов (справа)
Новые автомобильные номера с 2019 года: автомобильные знаки ждут масштабные перемены
Регистрационные знаки для классических (ретро) легковых и грузовых автомобилей (К) и регистрационные знаки для спортивных легковых и грузовых автомобилей (С)
  • Любопытно, что каждый такой номерной знак будет иметь уникальный код изготовителя, позволяющий установить, кем, когда он был произведен и продан.
  • Новым ГОСТом также снят запрет на сверление дополнительных отверстий в знаке. Ограничение связано лишь с тем, что все дополнительные крепления не должны затрагивать символы, флаг и код RUS.

Специалисты утверждают, что «обучить» дорожные камеры распознавать новые номерные знаки на дорогах будет совсем не сложно.

Обязательна ли замена номеров?

Проект по обновлению ГОСТА автономеров начал разрабатываться еще два года назад. Установка новых типов госзнаков будет обязательной для всех категорий ТС, которых коснулись изменения, в частности старинных авто, спортивных и классических моделей, американских и японских машин, а также мопедов и мотоциклов.

Порядок замены номеров пока не разработан, но эксперты полагают, что новые знаки будут выдаваться:

  • при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД,
  • при утере или порче старых,
  • а также по желанию.
  • При этом принуждать к замене знаков никто не будет.
  • Автовладелец сам принимает решение, идти в ГИБДД для замены или нет.

Старые номера, скорее всего, будут действовать параллельно с новыми и обмениваться постепенно, как это происходило во время введения регистрационных знаков образца 1993 года.

За ГИБДД сохранят возможность не только присваивать номера, но и выдавать их

Правительство утвердило поправки в закон о регистрации транспортных средств. Речь идет о том, чтобы сохранить за ГИБДД возможность не только присваивать номера, но и выдавать их.

Напомним, что согласно закону о регистрации, который вступает в силу с 4 августа этого года, ГИБДД будет только присваивать номера при регистрации машин. А сами регистрационные знаки автомобилисты будут покупать в центрах, которые занимаются их изготовлением, на основании полученных в Госавтоинспекции документов.

Эти поправки были внесены комитетом Госдумы по транспорту совместно с МВД в связи с тем, что обеспеченность регионов компаниями, которые изготавливают номера — крайне низкая:

  • Только в 11 субъектах уровень обеспеченности пунктами изготовления номеров оценивается как достаточный.
  • Но примерно в половине субъектов они находятся на удалении более 100 км от регистрационных подразделений.
  • А на Чукотке и в Ненецком автономном округе их нет вовсе.
  • Поэтому предлагается сохранить за ГИБДД право закупать и выдавать знаки.

Сложность заключается в том, что закон уже подписан президентом. А вступит в силу он только 4 августа. Вносить поправки в документы с таким статусом — нонсенс. Тем не менее, как пояснил «РГ» глава комитета по транспорту Госдумы Евгений Москвичев, не надо волноваться. Поправки прошли первое чтение, а оставшиеся чтения Госдума успеет провести до вступления в силу закона. То есть без номеров никто не останется.

Понятно, что ГИБДД будет выдавать регистрационные знаки только там, где у автомобилистов нет возможности купить их у производителей.

Сложность возникнет у ГИБДД. Ведомству придется закупать эти знаки. Но одновременно с законом вступит в силу ГОСТ, который позволит автовладельцам получать нестандартные номера. Например, на мотоциклы или японские автомобили. Каким образом в Госавтоинспекции высчитают необходимое количество нестандартных номеров — неизвестно.

Напомним, что ранее в некоторых СМИ прозвучала информация о том, что правительство одобрило поправки, в соответствии с которыми номера на транспорт будут присваиваться с кодом региона по месту регистрации автовладельца. Но именно это регулируют правила регистрации транспорта, которые утверждаются постановлением правительства. Это постановление уже прошло общественное обсуждение и теперь проходит стадию оценки регулирующего воздействия. В общем, находится на прямой до стадии подписания. К законопроекту, который обсудила правительственная комиссия, это не имеет отношения.

Абсолютно не понятно, чем присвоение кода региона по месту регистрации вызвало возмущение. Такая практика была до того, как регистрировать машины позволили в любом подразделении независимо от места жительства. Но когда было разрешено регистрировать машины в любом подразделении без территориальной привязки, у ГИБДД не было выбора, кроме того, как присваивать номера с кодом того региона, в котором происходит регистрация. Других номеров в подразделениях просто не было.

При присвоении номера без выдачи регистрационного знака порядок упрощается, и ГИБДД может присвоить номер с кодом региона по месту регистрации автовладельца.

При этом сохраняется порядок покупки машин с номерами. Никто не заставит их перерегистрировать, даже если на номерах код другого региона. Также сохраняется порядок оставления за собой номера в случае продажи машины. При этом срок хранения такого номера увеличивается до бесконечности. Сейчас хранить знаки ГИБДД может в течение года. Но при вступлении в силу всех нормативных актов ГИБДД придется хранить не металлические знаки, а просто номера в базе данных.

Уважаемые читатели!

  • При возникновении дополнительных вопросов – пользуйтесь помощью дежурного юриста нашего сайта. Связаться с ним можно кликнув в правом нижнем углу экрана.
  • Делитесь собственным мнением в комментариях к статье.

Источники:

  • https://www.kommersant.ru/
  • https://www.autonews.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *