Новые правила вводят возможность регистрации новых автомобилей у дилеров без посещения ГИБДД. Госавтоинспекции будет присваивать машинам только сочетание букв и цифр.
Регистрация автомобиля без посещения ГИБДД в 2018 по новым правилам
Закон о регистрации новых транспортных средств (ТС) без посещения профильных подразделений ГИБДД подписан президентом России 3 июля 2018 года. Документ, который готовился с 2011 года, коснется миллионов российских граждан. Он вводит возможность регистрации новых автомобилей у дилеров без посещения ГИБДД.
Основное нововведение — регистрация автомобиля без посещения ГИБДД
Основное нововведение, которое содержится в 43-страничном документе, — возможность регистрировать автомобили (и другие ТС) «регистрационными подразделениями» МВД России не только самостоятельно, но и во взаимодействии со «специализированными организациями». То есть, это смогут делать автомобильные дилеры, уполномоченные «изготовителем или его представителем в России» заниматься продажами ТС.
Также, согласно закону, теперь подразделение ГИБДД станет лишь назначать государственный номер автомобиля, а его владельцу придется самостоятельно получать соответствующие знаки у изготовителя. Предельные тарифы для такой услуги будут разработаны ФАС.
Владельцы также смогут зарегистрировать свою машину через портал госуслуг или подразделение МВД России «вне зависимости от места жительства или места нахождения», а также передавать или сохранять присвоенные автомобилю регистрационные государственные номера.
Любопытно, что проект закона был внесен в нижнюю палату парламента в 2011 году. В первом чтении его приняли в 2013-м, а окончательно — лишь в июле 2018-го. Совет Федерации одобрил закон в субботу, 28 июля.
Основное нововведение коснется покупателей новых машин у официальных дилеров: им не надо будет ездить в ГИБДД, чтобы поставить автомобиль на учет.
Чтобы предоставить новый сервис клиенту, дилер должен будет выполнить ряд условий:
- у него должен быть договор с производителями (или с представителями автозавода),
- а также помещение и штат «квалифицированных сотрудников».
Если все условия выполнены, то компания получает статус «специализированной организации» и попадает в спецреестр. Сотрудники автосалона проверяют регистрационные данные на машину, передают документы в ГИБДД, изготавливают номера, затем, получив «добро» от подразделения, передают весь комплект с ключами от машины автовладельцу. Регистрация автомобиля в салоне будет платной услугой, предельный тариф установит ФАС.
Нововведения, касающиеся номеров
Вводится два новых термина:
- государственный регистрационный номер (сочетание букв и цифр)
- и государственный регистрационный знак (металлическая пластина, на которую наносятся символы).
Подразделение ГИБДД будет назначать только номер, а сами знаки автовладелец будет получать сам — у изготовителя.
К последним будут предъявляться особые требования (в том числе по охране спецпродукции и оборудования):
- Все эти фирмы включат в отдельный реестр, для них ФАС также разработает предельные тарифы.
- Скорее всего, МВД после принятия закона добьется существенной экономии: сейчас закупкой автономеров (через тендеры) и распределением их между регионами занимается Центр специального назначения в области безопасности движения МВД, на это тратится ежегодно сотни миллионов рублей.
- Средняя цена автономера, по данным полиции, при закупке составляет 400–500 руб. в зависимости от региона и поставщика.
- Вместе с тем, по подсчетам “Ъ”, сейчас государство ежегодно получает в виде пошлин примерно 4–5 млрд руб. в год при первичной регистрации автомобилей с выдачей номера (2 тыс. руб. за каждое авто, 2–2,5 млн регистраций в год).
- После принятия закона бюджет этих средств не получит.
Любопытно, что из законопроекта исчезло какое-либо упоминание возможности для граждан выбирать «красивые» сочетания букв и цифр номера, притом, что в первой версии документа такая опция была заложена. Более того, еще в 2010 году Владимир Путин в статусе премьера давал поручение №1310-р разработать порядок проведения аукционов по продаже привлекательных номеров и ввести его после принятия закона о регистрации ТС. Господин Москвичев, комментируя “Ъ” принятое решение, ответил так: «А нам не хочется рыночных отношений».
Как будет проходить регистрация авто без ГИБДД?
По новым правилам в Госавтоинспекции теперь будут только присваивать комбинацию букв и цифр, а сами госзнаки автовладелец будет получать у уполномоченных частных фирм.
Преимущества:
- Экономия времени: покупателям новых машин (у официальных дилеров) не придется ездить в ГИБДД, чтобы поставить машину на учет.
- Автомобиль можно будет зарегистрировать в любом регионе, хоть временно, хоть постоянно, вне зависимости от места проживания.
- Возможна регистрация автомобиля на портале госуслуг.
- При продаже автомобиля владелец сможет сохранить за собой присвоенный машине регистрационный номер, либо передать его.
- Введение электронных паспортов транспортных средств. Поставить авто на учет можно будет без бумажной версии ПТС.
- Упрощение регистрации машин с изношенными или изъеденными коррозией номерами.
- Плата за госномер будет фиксированной федеральной антимонопольной службой (ФАС).
- Удобная для клиентов услуга позитивно скажется на продажах автомобилей.
- Плюсы и для автовладельцев (удобство), и для дилеров (дополнительный доход), и для ГИБДД (на одну задачу меньше).
Минусы:
- Закон не коснется вторичного рынка.
- Купить «красивые» номера новая версия закона не предусматривает.
Детали:
- Дилер должен быть официальным (должен иметь ряд необходимых документов, иметь отдельное помещение и штат квалифицированных сотрудников). Такие фирмы включат в отдельный реестр.
- Изменения в системе знаков. Вводится два новых термина: государственный регистрационный номер (сочетание букв и цифр) и государственный регистрационный знак (металлическая пластина, на которую наносятся символы). Подразделение ГИБДД будет назначать только номер, а знаки автовладелец будет получать у изготовителя. Из-за нехватки комбинаций в ряде регионов число возможных комбинаций могут увеличить в несколько раз.
Новый закон облегчит жизнь автовладельцам, заявил в беседе с RT председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. «Для тех, кто захочет заплатить и не ездить лишний раз по соответствующим подразделениям ГИБДД, будет удобно. Это движение в правильном направлении», — подчеркнул он.
Реальные выводы по новому закону можно будет сделать только после его вступления. Но скорее всего нововведения действительно упростят систему регистрации и позитивно скажутся и на дилерах, и на автомобилистах.
Новый закон призван закрыть ряд законодательных пробелов. Сейчас, например, некоторые автовладельцы регистрируют автомобиль на несовершеннолетнего подростка, а его невозможно привлечь к административной ответственности (при фиксации нарушений камерами), это запрещено КоАП. В законопроекте сказано: «владелец транспортного средства» не может быть младше 16 лет.
Часть поправок носит, на первый взгляд, технический характер, но они являются, тем не менее, важными. Для случаев, когда у машины сгнили или проржавели все идентификационные номера на кузове, на автомобиль будет наноситься «дополнительная маркировка» (за чей счет — в законе не сказано), чтобы машину можно было дальше эксплуатировать. Впервые в документе появилось упоминание электронных паспортов транспортных средств: если машина ставится на учет с таким паспортом, то бумажный ПТС предоставлять не нужно.
Глава Российской ассоциации автомобильных дилеров Олег Мосеев назвал «полумерой» норму законопроекта, согласно которой только новые автомобили можно будет регистрировать в автосалонах, а при продаже подержанного авто по системе trade-in такой опции не будет.
«Но логика мне понятна, ведь по новой машине вся история есть, а в случае с подержанной машиной нужно полностью доверять дилеру,— говорит он.— Но со временем, думаю, такая возможность появится». Господин Мосеев также заметил, что автодилеры вряд ли будут использовать новый сервис для извлечения дохода: цены на услугу будут невысокие, либо она вообще будет бесплатной: «Здесь речь идет больше про способ сохранения лояльности клиентов, им предоставляется весь комплекс услуг по принципу «одного окна» — машина покупается в кредит, здесь же страхуется и выдаются номера».
Источник: https://www.kommersant.ru/