Вы в сад ко мне зашли
Полюбоваться вишнею цветущей.
Я рад.
Когда цветы осыпятся,
Скучать я буду.
(Отикоти Мицунэ)
Найти правильное решение проблемы или отдохнуть и поразмыслить, японцы предпочитают в саду, будучи уверены, что природа – это идеал для подражания, что в ней философия жизни, и человеку нужно лишь понять ее.
Стремление приблизиться к природе и привело японцев много веков назад к созданию садов своеобразного стиля.
Японцы любят подолгу смотреть на камни и воду, которые, по их мнению, обладают магической силой. Неотрывное созерцание и любование красотами природы позволяет забыть о тяготах обыденной жизни, расслабиться и прийти к душевному равновесию.
Японский сад – это небольшой уголок естественной природы, состоящий из пяти компонентов: духовного – идеи – и четырех материальных – камней, воды, растений и архитектурных элементов, обозначающих связь человека с природой. В основе идеи создания японского сада заложены понятия восточной религии и философии, что выражается в различных композиционных решениях. Это и сад холмов, прудов и островов, это также место для проведения чайных церемоний, для прогулок, философский сад и другие японские сады с разной степенью сложности.
Все японские сады объединяют общие черты: отсутствие прямых линий и симметрии (извилистые тропинки или ручей не должны разделять сад на равные симметричные части); соединение статических и динамических деталей; обязательное наличие камней, гальки, мхов; невысокие растения с учетом их роста и цветения; преобладание растений зеленого, серого и коричневого цветов; камерность сада, закрытость от внешнего мира бамбуковыми изгородями или калитками, что означает отделение от мира суеты и повседневных проблем.
Для японского сада выбирают уголок уединенный, скрытый от глаз соседей. Это место покоя и медитации. Его желательно отделить живой изгородью, посадив, к примеру, кизильник блестящий или спирею острую.
Камни в японском саду имитируют горы и положительную мужскую силу Ян, а вода – ее быстрые реки, тихие озера – символизирует отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь. Согласно древнему космогоническому дуализму, их вечное противостояние и неразрывное единство являются основой существования мира.
Используя камни, можно создать горный пейзаж с водопадом, ручьем, или даже целое озеро с островами. При этом большой камень изображает гору, вертикально поставленный – крутую гору, маленькие камешки – водопад или тропинки, гравий – море и озеро, а речная галька – реку. Композиция состоит чаще из нечетного числа камней. Располагают их одиночно или по 3-5, чтобы создать картину обрушившейся горы. Вода в японских садах означает жизнь и очищение, а ее журчание напоминает о скоротечности времени. Переброшенный через пруд или ручеек горбатый мостик, как и тропинка, – это путешествие по жизни, переход от одного мира к другому.
Конфигурация водоемов обычно имеет неправильную форму. Извилистый берег, разбросанные в беспорядке речные камни, а также отражение в водной глади прибрежных растений вместе создают иллюзию естественного водоема. Если есть трудности с водой, устраивают «сухой ручей», где течение воды имитируется маленькими камнями.
В отличие от камней, означающих неизменность и постоянство, растения, согласно восточной философии, помогают увидеть перемены в природе. Только после расстановки камней определяют положение кустарников и деревьев в саду.
При подборе растений важно учитывать окраску листьев, форму кроны, декоративность коры. Недопустимы колонновидные, пирамидальные, разросшиеся произвольно растения. Японский сад должен быть всегда ухожен и привлекателен, потому лучше отдать предпочтение вечнозеленым растениям.
Если в саду предусмотрено пустое пространство «ма» («пустота» – ключевой элемент японского садового искусства), то оно может быть покрыто мхом или ковром из седумов. Это пространство обычно создает перспективу для более высотных композиций, например холмов, на склоне которых одиночно или небольшими группами высаживают низкорослые деревья и кустарники, которые легко формировать, придавая горизонтальную или плакучую форму.
Среди больших камней, особенно возле вертикально установленного камня – «скалы», хорошо смотрится одиноко стоящая сосна – любимое растение японского сада, символизирующее долголетие, или же сосна в композиции с можжевельником. Необычайную форму или текстуру природного валуна может дополнить красота пионов, рододендронов или хризантем.
Вдоль русла сухого ручья обычно сажают молодило, тимьян, а также кусты барбариса, к примеру Тунберга «Ауреа» с лимонно-желтыми листьями, осенью желто-оранжевыми.
В последние годы японские сады стали очень популярны. Диковинные и порой непонятные для российского глаза сооружения манят своей красотой. Между тем, японский сад – это прежде всего философия, мировоззрение и миропонимание. На Востоке, и прежде всего, в Китае и Японии, садовому искусству с глубокой древности уделялось огромное внимание.
Японские городские сады и парки совсем непохожи на те, что мы привыкли видеть, скажем, в Москве. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки. В японских же садах другие элементы оказываются в центре внимания. Здесь на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна.
В японском городском саду на нас воздействуют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу. Если попытаться перенести японский парк в какую-либо иную страну, то ничего не получится. Дух, атмосфера – вот что главное в японском парке.
Японское садовое искусство — уникальное явление, хотя и испытало воздействие китайской культуры. У китайцев в отношении к Природе больше превалировал взгляд философского разума, а у японцев на первое место выдвинулось эмоционально-эстетическое переживание.
Японские сады — поистине пространство для стихий и воображения, своеобразные окна в иную реальность. В тоже время они остаются садами, с которых человек может любоваться бесконечной красотой Природы.
…Это уголок естественной природы, выполненный в миниатюре. Даже совсем маленькие пейзажные композиции связаны с серьезными размышлениями над миром природы. Основные признаки такого сада — обязательное присутствие камней и гальки, мхов и невысоких растений с учетом периода их роста и цветения, асимметрия композиции. Для имитации природных объектов используют различные материалы: к примеру, большой камень изображает гору, маленькие камни — водопад, гравий или галька — море.… При создании японских садов практически не применяются строгие линии, а преобладающими цветами являются зеленый, серый и коричневый. Открытые пространства — неотъемлемая черта японского сада.
Сутэ — иси — искусство расстановки камней считалось главным в работе дизайнера японского сада. «Сядем в тишине и погрузимся в созерцание сада камней.…Сосредоточившись на неподвижном, ощущаешь движение высших ритмов…» Камни воплощают светлую, положительную мужскую силу ян.…Каждый камень подбирается по форме, фактуре, цвету, при этом очень важно, чтобы они не лежали каждый в отдельности, а органично вписывались бы в ландшафт, тем самым, создавая иллюзию, что поверхность, на которой лежат камни — это лишь малая часть того, что спрятано внутри.… По своей природе камни чаще всего имеют вулканическое происхождение (так как Япония — цепь вулканогенных островов) — андезит, гранит, хлорит и базальт, используется также туф. Композиция составляется чаще всего из нечетного числа камней: семь, пять, три. Они устанавливаются на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. Каменные тропинки — неотъемлемый элемент японского сада, при этом камни укладывают так, чтобы длинная ось камня была направлена перпендикулярно по направлению тропинки, а неровную сторону камня зарывают в землю.
Если камни в японском саду символизируют горные земли Японии и мужскую силу ян, то вода олицетворяет ее быстрые реки и тихие озера, является символом отрицательной, темной, мягкой, женской силы инь. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему космогоническому дуализму, является основой существования мира.
В японском саду вода может быть представлена в виде горного озера, окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками, или озером, окруженным травяной растительностью в сельской местности. А может, это будет журчащий ручей, извилистый ленивый поток или окруженный камнями водоем, питающийся ключом. А водопад был всегда одной из любимейших деталей сада, место для него выбиралось обычно вдали от дома, но так, чтобы был слышен шум воды, а в лунную ночь были видны отблески струй…
Подбирая растения, помните, что в японских садах сравнительно мало цветов, преобладают вечнозеленые деревья и кустарники, при этом очень важно учитывать окраску листьев, форму кроны, декоративность коры — ведь сад должен доставлять удовольствие и сохранять красоту весь год! Самое любимое растение — сосна, символизирующее долголетие, из цветущих деревьев предпочтение отдается сливе, а из кустарников — рододендрону. В композиции более темные растения помещают на заднем плане, а светлые — на переднем, это создаст ощущение глубины пространства сада. Ландшафтный архитектор располагает растения так, чтобы они образовывали группу, и в то же время каждое рассматривалось со всех сторон самостоятельно.
Немалое значение придается декоративным элементам сада: каменным фонарям, мостикам, перголам, заборам из бамбука. Традиционный элемент японского сада — цукубаи, представляющий собой каменную чашу с водой в виде бочки (высотой 20—30 см), в которой традиционно мыли руки при чайной церемонии. Обычно цукубаи располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада, около него устанавливают каменный фонарь.
Однако следует помнить, что заборы, живые изгороди в саду не должны закрывать его от окружающего мира. Японский сад — это зеркало Природы, и Природа отражается в этом саду.…Этот принцип — главный при оформлении японского сада. Такой сад- миниатюра, которая создана внутри миниатюры естественного мира, часть Природы, такая же, как и произведение искусства.
Список растений, наиболее используемых при создании японского сада:
Хвойные растения
— Кипарис;
— Японский кедр;
— Китайский можжевельник «Kaizuka»;
— Сосна японская;
— Японский тис;
Лиственные растения
— Самшит вечнозеленый;
— Бересклет японский;
— Падуб;
— Османтус;
— Клен японский;
— Гингко;
— Камелия;
— Рододендрон;
— Церсис;
— Дерен;
— Гамамелис;
— Магнолия;
— Аукуба японская;
— Фатсия японская;
— Барбарис Тунберга японский;
— Спирея японская;
— Бамбук;
— Астильба;
— Аспидистра;
— Бегония;
— Ирис;
— Горец;
— Гибискус;
— Камнеломки;
— Очитки;
— Бирючина японская;
— Айва японская;
Источник