Новые правила регистрации автомобиля с 1 января 2020: важные изменения в порядке постановки авто на учет

Ожидаемое вступление в силу закона о госрегистрации транспортных средств перенесли на начало 2020 года. Госдума, одобрившая ранее законопроект в трех чтениях, отсрочила его действие, чтобы дать возможность подготовиться МВД, ГИБДД и автосалонам.

Новые правила регистрации автомобиля с 1 января 2020: важные изменения в порядке постановки авто на учет

Вступление в силу закона «О государственной регистрации транспортных средств» перенесено с августа 2019 года на январь 2020-го. Отсрочку ввела Госдума, чтобы у МВД была возможность подготовиться к вступлению в силу документа, в рамках которого водители столкнутся с массой нововведений, включая регистрацию машин в автосалоне. Помимо этого вводится право выбирать место получения номеров — в подразделениях ГИБДД или у частных изготовителей номеров.

Госдума приняла в третьем чтении изменения в закон «О государственной регистрации транспортных средств». Документ, напомним, готовился с 2009 года и был принят в 2018 году. В марте 2019 года выяснилось, что уже подписанный закон нужно по ряду причин править, ГИБДД вместе с думским комитетом по транспорту подготовили поправки.

Основное новшество новой редакции — перенос сроков вступления в силу закона с 4 августа 2019 года на 1 января 2020-го.

Новые правила регистрации транспортных средств: основные моменты

Госавтоинспекция подготовила новые правила регистрации транспортных средств. Документ по большей части повторяет действующий приказ МВД №399.

Главное нововведение заключается в следующем: при постановке автомобиля на учет можно будет получить номер только того региона, где автовладелец зарегистрирован.

  • По действующим правилам, напомним, купив машину в Рязанской области с номером региона 62, гражданин с московской пропиской ставит авто на учет и, если хочет, продолжает использовать тот же номер.
  • По новым правилам это будет исключено: у автовладельца со столичной регистрацией должен быть исключительно московский номер (с регионом 77, 97, 99 и т. д.). Правило это будет соблюдаться независимо от того, где автомобиль приобретается и регистрируются.

Второе нововведение — появляется возможность регистрации приобретенного авто прямо в автосалоне (без посещения ГИБДД). ГИБДД создаст специализированный реестр автодилеров, имеющих право регистрировать новые машины. Предполагалось, что уже с августа 2019 года клиентам таких автосалонов не нужно будем самим ставить на учет купленную машину в подразделениях Госавтоинспекции. При этом даже госномера для транспортного средства можно будет напечатать здесь же. В приказе содержится ряд требований к компаниям, которым делегируют такие полномочия. Участники рынка говорят, что они им вполне по силам.

Еще одно нововведение — возможность выбора места, где получать номера. Первоначально планировалось, что в подразделении ГИБДД автовладельцы будут получать только набор букв и цифр, а саму пластину печатать у частников-изготовителей. Полгода назад обнаружилось, что таких фирм в стране не хватает, в некоторых регионах нужно для печати номера проехать более 100 км, поэтому автовладельцам решено оставить выбор. При обращении в ГИБДД надо будет заплатить пошлину за номер и новое свидетельство о регистрации (СТС) 2,85 тыс. руб., при обращении к частнику — оплатить печать (максимальный тариф — 2 тыс. руб., определен приказом ФАС) и госпошлину за новое СТС в размере 850 руб.

Порядок выдачи госзнаков утвердят отдельным постановлением правительства. В нем будет прописано новое правило: автовладелец получает номер с кодом только того региона, где он зарегистрирован. Сейчас, напомним, москвич, ставя на учет машину в Подмосковье, получает номера с кодом 50, 150, теперь будет получать 77, 97, 177 и т. д. Это нужно для усиления полицейского надзора.

В законе появится новое основание для прекращения регистрации. Наряду со снятием машины с регистрационного учета в ГИБДД законом допускается прекращение регистрации автомобиля на некоторый срок. В этом случае предполагается, что через время данное транспортное средство (ТС) будет повторно зарегистрировано на территории России. Одним из основных плюсов процедуры является отсутствие необходимости уплаты госпошлины.

Владельцем автомобиля больше не сможет быть ребенок. По текущим правилам в случае, если собственник машины — несовершеннолетний гражданин, машина может быть зарегистрирована на его усыновителя или родителя. В поправках сказано: как только подросток достигает 16-летия, регистрация машины на усыновителя прекращается. Это нужно для исключения практики, когда граждане делают собственником машины несовершеннолетних детей, а регистрируют ее на себя: штрафное постановление не выносится, поскольку нельзя привлечь к ответственности несовершеннолетнего ребенка.

Автовладелец должен будет нанести на машину за свой счет специальную дополнительную маркировку, если один из идентификационных заводских номеров заржавел или прогнил. Владельцы машин с ржавыми номерами кузова или рамы должны нанести дополнительную «полицейскую» маркировку с VIN-номером. Такая обязанность предусмотрена законом «О государственной регистрации транспортных средств» и проектом постановления правительства, подготовленным ГИБДД. Эксперты говорят, что это упростит сделки купли-продажи с проблемными машинами. В документе стоимость услуги по нанесению маркировки не фигурирует — по предварительным оценкам, она может достигать 7 тыс. руб.

Будет отменена госпошлина за выдачу номеров. МВД готовит поправки в Налоговый кодекс, отменяющие госпошлину за выдачу государственных регистрационных знаков для автомобилей. Соответствующее уведомление размещено на портале regulation.gov.ru. Сегодня госпошлина, напомним, составляет 2 тыс. руб.

Вступит в силу новый ГОСТ, вводящий новые мотоциклетные и автомобильные номера. В 2019 году вводятся в обращение новые виды номерных знаков для мотоциклов, японских праворульных машин, мопедов, квадроциклов. В перспективе собственные регистрационные знаки появятся у скутеров, классических и ретро автомобилей.

Можно будет выбрать сочетание букв и цифр на номере — для этого введут специальные аукционы. Минэкономразвития совместно с МВД разрабатывает проект постановления правительства о том, чтобы все так называемые красивые автомобильные номера продавались через специальные аукционы в интернете. Внесение документа в кабмин запланировано на 2 сентября 2019 года.

«Даже с учетом переноса срока вступления в силу закона каких-либо радикальных нововведений мы не видим,— говорит глава Союза производителей государственных регзнаков транспортных средств Людмила Шерстнева.— Большая часть граждан, скорее всего, продолжит регистрировать автомобили и получать номера в ГИБДД. Это удобнее и быстрее». Если оплачивать пошлину за регистрацию с выдачей госзнака через портал госуслуг (так сегодня делают 60% граждан), где действует скидка 30%, сумма составляет 2 тыс. руб. При обращении к частнику скидки не предусмотрено, отмечает госпожа Шерстнева.

«Не только ГИБДД потребуется подготовка к запуску регистрации транспортных средств в автосалонах, но и дилерам, которым со своей стороны потребуется организовать инфраструктуру, проработать бизнес-процессы и решить вопрос с кадрами»,— пояснил “Ъ” гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин. «Мы планируем получать соответствующий статус и предоставлять клиентам услуги по регистрации ТС и изготовлению госномеров,— добавляет господин Петрунин.— Думаю, что другие дилеры тоже поддержат эту инициативу. Но подготовка инфраструктуры начнется уже после вступления законопроекта в силу, так как на данный момент цены на соответствующее оборудование неизвестны, предложений пока нет». Людмила Шерстнева сомневается, что компании будут вкладываться в оборудование, чтобы дать клиентам дополнительный сервис. «Оно стоит 6–7 млн руб., окупаться оно при утвержденных ФАС тарифах будет очень долго»,— говорит она.

Обязательный переход на госномера нового образца отложили на год

Вступление в силу нового стандарта для номеров автомобилей и мотоциклов перенесли на год. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. Ожидалось, что соответствующий ГОСТ заработает 4 августа 2019 года. Желающие получить регистрационные номера нового образца могут это сделать только у частных фирм. Таким образом, в России до следующего года будут применяться оба стандарта одновременно.

По словам источника, решение о переносе сроков введения нового ГОСТа было принято Росстандартом после просьб ГИБДД и Минсельхоза. В ведомствах объяснили, что на их складах скопилось много неиспользованных госзнаков, которые пришлось бы списать в утиль.

Ожидается, что за год этот запас будет исчерпан, после чего с 4 августа 2020 г. Госавтоинспекция и другие ведомства полностью начнут работать по новому стандарту.

МВД уже заключило контракты с поставщиками (на 19,6 млн руб. в СКФО, на 157 млн руб. в ЦФО), заказав партии госзнаков старого образца: новые номера в подразделениях ГИБДД пока не появятся.

Изначально планировалось, что новый стандарт вступит в силу с 1 января 2019 года. Однако ГИБДД попросила отсрочить это решение. Тогда в ведомстве объяснили, что сроки нужно перенести для исключения необоснованных расходов федерального бюджета. Основная проблема — особенности полицейских госзакупок, которые делаются на несколько месяцев вперед, однако ведомство не имеет права заказывать производство госзнаков по ГОСТу, еще не вступившему в силу, поэтому закупаются номера только соответствующие ГОСТу от 1993 года.

За ГИБДД сохранят возможность не только присваивать номера, но и выдавать их

Правительство утвердило поправки в закон о регистрации транспортных средств. Речь идет о том, чтобы сохранить за ГИБДД возможность не только присваивать номера, но и выдавать их.

Напомним, что согласно закону о регистрации, который вступает в силу с 1 января 2020 года, ГИБДД будет только присваивать номера при регистрации машин. А сами регистрационные знаки автомобилисты будут покупать в центрах, которые занимаются их изготовлением, на основании полученных в Госавтоинспекции документов.

Эти поправки были внесены комитетом Госдумы по транспорту совместно с МВД в связи с тем, что обеспеченность регионов компаниями, которые изготавливают номера — крайне низкая:

  • Только в 11 субъектах уровень обеспеченности пунктами изготовления номеров оценивается как достаточный.
  • Но примерно в половине субъектов они находятся на удалении более 100 км от регистрационных подразделений.
  • А на Чукотке и в Ненецком автономном округе их нет вовсе.
  • Поэтому предлагается сохранить за ГИБДД право закупать и выдавать знаки.

Сложность заключается в том, что закон уже подписан президентом. А вступит в силу он только 4 августа. Вносить поправки в документы с таким статусом — нонсенс. Тем не менее, как пояснил «РГ» глава комитета по транспорту Госдумы Евгений Москвичев, не надо волноваться. Поправки прошли первое чтение, а оставшиеся чтения Госдума успеет провести до вступления в силу закона. То есть без номеров никто не останется.

Понятно, что ГИБДД будет выдавать регистрационные знаки только там, где у автомобилистов нет возможности купить их у производителей.

Сложность возникнет у ГИБДД. Ведомству придется закупать эти знаки. Но одновременно с законом вступит в силу ГОСТ, который позволит автовладельцам получать нестандартные номера. Например, на мотоциклы или японские автомобили. Каким образом в Госавтоинспекции высчитают необходимое количество нестандартных номеров — неизвестно.

Напомним, что ранее в некоторых СМИ прозвучала информация о том, что правительство одобрило поправки, в соответствии с которыми номера на транспорт будут присваиваться с кодом региона по месту регистрации автовладельца. Но именно это регулируют правила регистрации транспорта, которые утверждаются постановлением правительства. Это постановление уже прошло общественное обсуждение и теперь проходит стадию оценки регулирующего воздействия. В общем, находится на прямой до стадии подписания. К законопроекту, который обсудила правительственная комиссия, это не имеет отношения.

Абсолютно не понятно, чем присвоение кода региона по месту регистрации вызвало возмущение. Такая практика была до того, как регистрировать машины позволили в любом подразделении независимо от места жительства. Но когда было разрешено регистрировать машины в любом подразделении без территориальной привязки, у ГИБДД не было выбора, кроме того, как присваивать номера с кодом того региона, в котором происходит регистрация. Других номеров в подразделениях просто не было.

При присвоении номера без выдачи регистрационного знака порядок упрощается, и ГИБДД может присвоить номер с кодом региона по месту регистрации автовладельца.

При этом сохраняется порядок покупки машин с номерами. Никто не заставит их перерегистрировать, даже если на номерах код другого региона. Также сохраняется порядок оставления за собой номера в случае продажи машины. При этом срок хранения такого номера увеличивается до бесконечности. Сейчас хранить знаки ГИБДД может в течение года. Но при вступлении в силу всех нормативных актов ГИБДД придется хранить не металлические знаки, а просто номера в базе данных.

Источники:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *