Создан новый регламент по регистрации ТС с августа 2019: внесены изменения в процедуру регистрации

С 4 августа 2019 года в России должен был вступить в силу новый закон о регистрации транспортных средств. Согласно документу, автомобили на учет необходимо будет ставить по-другому. Так, автосалоны теперь будут самостоятельно регистрировать свежепроданные машины и присваивать им регистрационные номера. Сама процедура регистрации при этом не будет занимать больше часа, а осматривать автомобиль будут в течение 20 минут. По ряду причин профильные ведомства и компании не успели подготовиться к новому порядку регистрации, поэтому вступление документа в силу отложили  до 1 января 2020 года.

Создан новый регламент по регистрации ТС с августа 2019: внесены изменения в процедуру регистрации

МВД разработало проект регламента по регистрации транспортных средств в подразделениях ГИБДД. Документ необходим для исполнения на практике нового закона о регистрации автомобилей, который вступит в силу в январе 2020 года. В регламенте описываются, в частности, процедуры взаимодействия подразделений и автосалонов: последние получат право самостоятельно ставить на учет машины клиентов и печатать номера. Документ закрепляет максимальную продолжительность процедуры регистрации автомобиля — она должна занимать не более одного часа.

МВД опубликовало на regulation.gov.ru проект нового административного регламента по регистрации транспортных средств в ГИБДД. Документ придет на смену приказам МВД №605, №399, которые будут впоследствии отменены. Новый регламент носит технический характер: документ необходим для исполнения закона «О государственной регистрации транспортных средств», который вступит в силу с 1 января 2020 года, и связанных с ним нормативных актов (постановления правительства, приказы МВД и т. д.). “Ъ” неоднократно рассказывал об этом законе: с вступлением его в силу водителей ждет масштабная реформа в области регистрации транспортных средств.

В регламенте (вступает в силу вместе с законом), в частности, описывается процедура взаимодействия ГИБДД с автосалонами и дилерами.

Последние, напомним, с января 2020 года получат право самостоятельно регистрировать новые автомобили клиентов.

  • Чтобы работать с Госавтоинспекцией, компания должна быть включена в полицейский перечень специализированных организаций.
  • Специальный (уполномоченный) сотрудник автосалона должен будет осмотреть автомобиль, проверить документы, сверить регистрационные данные и сформировать электронное заявление от имени автовладельца, которое через портал госуслуг будет направляться в ГИБДД.
  • Аккредитованные автосалоны и дилеры получат доступ к этому сервису.
  • Подразделение, получив и проверив документы, изготовит свидетельство о регистрации (СТС) автомобиля: его нужно будет забрать в Госавтоинспекции вместе с номерами.

В будущем, когда ГИБДД перейдет полностью на электронные документы, необходимость в посещении Госавтоинспекции отпадет.

Автодилер, если захочет, сможет получить право на самостоятельное изготовление госзнаков (для этого надо получить отдельное разрешение ГИБДД и быть включенным в отдельный реестр) и предоставлять такую услугу клиентам.

Регламент также установит время процедур подразделений:
  • Нормативы не меняются по сравнению с действующими правилами.
  • К примеру, максимальный срок предоставления госуслуги по регистрации транспортного средства, как и сейчас, будет ограничен одним часом, время отчитывается с момента приема документов в подразделении.
  • При записи в ГИБДД через портал госуслуг автовладельцу может быть предложено время не позже чем на пятый день после обращения.
  • Если гражданин не приходит в назначенный час, то срок ожидания составляет не более 15 минут, дальше его принимают в порядке живой очереди.
  • Максимальный срок осмотра транспортного средства не должен занимать более 20 минут.

Пошлина за предоставление госуслуги будет такая же, как и сейчас:

  • 2 тыс. руб. за регистрацию с выдачей госномера,
  • 800 руб. за выдачу паспорта транспортного средства взамен утраченного или пришедшего в негодность,
  • 500 руб. за выдачу свидетельства о регистрации.

Отметим, что комитет Госдумы по транспорту вместе с ГИБДД уже подготовил поправки в закон о регистрации транспортных средств.

  • Планируется предоставить автовладельцам выбор: печатать и получать номера в подразделении (как и сейчас) или у частных изготовителей номеров.
  • Текущая редакция закона предполагает изготовление госзнаков только у частников, но таких фирм мало, это обнаружилось после мониторинга ГИБДД.

Также планируется, что гражданин, обратившись в подразделение любого региона для регистрации машины, сможет получить номер только с кодом «своего» региона.

  • Иными словами, москвич в любом случае, куда бы он ни обратился, получит московские номера (с кодом 177, 179, 799 и т. д.),
  • житель Чечни — с кодом 95,
  • Дагестана — с кодом 05 и т. д.

Вступление в силу закона «О государственной регистрации транспортных средств» перенесено с августа 2019 года на январь 2020-го. Отсрочку ввела Госдума, чтобы у МВД была возможность подготовиться к вступлению в силу документа, в рамках которого водители столкнутся с массой нововведений, включая регистрацию машин в автосалоне. Помимо этого вводится право выбирать место получения номеров — в подразделениях ГИБДД или у частных изготовителей номеров.

Причины и последствия отсрочки принятия закона «О государственной регистрации транспортных средств»

Новый закон о регистрации автомобилей должен был передать выдачу государственных номеров в частные руки. При этом ГИБДД оставляла за собой функцию присваивать конкретному транспортному средству определенное сочетание букв и цифр. Согласитесь, было бы удобно, покупая новый автомобиль, забрать его из салона уже с номерными знаками.
Но после принятия закона выяснилось, что Россия – страна большая и в каждом регионе есть свои особенности. Например, в регионах, где количество выданных в месяц автомобильных номеров не превышает 50 штук, компаниям будет просто невыгодно работать по рекомендованным тарифам (2 000 рублей за комплект). Сейчас все подразделения ГИБДД закупают таблички централизованно, а штучное производство, как известно, увеличивает себестоимость товара. Кроме того, предпринимателями пришлось бы потратиться на приобретение лицензии и на покупку оборудования. Объем первоначальных вложений измеряется миллионами рублей. Поэтому желающих работать на Чукотке и в Ненецком автономном округе не нашлось. А в половине регионов пункты изготовления номеров находятся на удалении более 100 км от регистрационных подразделений ГИБДД.
В итоге, ГИБДД решило сохранить за собой право выдавать номерные таблички. Но для этого необходимо внести соответствующие поправки в уже принятый закон. Тогда у автовладельца появится выбор: печатать номера в частной компании или обратиться в ГИБДД. Заодно в закон решили внести еще одну поправку, касающуюся кода региона. Его будут присваивать в зависимости от места регистрации самого автовладельца, а не от расположения подразделения ГИБДД. Это позволит инспекторам эффективнее контролировать трафик. 
Почему МВД решено не исключать полностью из процесса выдачи автомобильных номеров

МВД решено не исключать полностью из процесса выдачи автомобильных номеров, как того требует закон «О госрегистрации транспортных средств». Соответствующие поправки подготовлены думским комитетом по транспорту и внесены в парламент. Разработчики поясняют, что лишь в 11 субъектах федерации есть достаточное количество компаний, способных удовлетворить спрос на печать номерных знаков. Таким образом, закон о регистрации автомобилей должен быть изменен еще до вступления в силу в августе 2019 года.

Принятый в 2018 году закон «О госрегистрации транспортных средств» (а также связанные с ним нормативные акты) содержит ряд нововведений в области регистрации автомобилей. В частности, автодилеры получают право регистрировать новые автомобили и выдавать номера — клиенту не понадобится даже ехать в ГИБДД. Также вводятся новые виды номерных знаков: мотоциклетные (меньшего, чем обычно, размера), квадратные для японских и американских автомобилей. При этом автовладельцы будут заказывать номера у аккредитованных фирм-производителей — ГИБДД будет назначать лишь сочетание букв и цифр. Нововведения заработают с 4 августа.

Комитетом Госдумы по транспорту при участии МВД уже подготовлены поправки к закону, документ внес в парламент первый зампред комитета Михаил Авдеев (КПРФ). В пояснительной записке говорится, что только в 11 субъектах, включая Подмосковье, Татарстан, Санкт-Петербург, Калужскую область, уровень обеспеченности пунктами изготовления номеров оценивается как «достаточный» (80%), в 32 регионах он не достигает 30%. «В этих регионах пункты, как правило, располагаются только в столицах либо крупных городах,— сказано в материалах к законопроекту.— Примерно в половине субъектов пункты изготовления знаков располагаются на удалении более 100 км от регистрационных подразделений». На Чукотке и в НАО пунктов вообще нет. В ГИБДД при этом работает 1,29 тыс. регистрационных подразделений, выдающих ежегодно 3–4 млн номеров.

Поэтому предложено не исключать совсем Госавтоинспекцию из процесса выдачи номерных знаков.

  • Если автовладелец ставит на учет машину в подразделении региона, где он зарегистрирован, он сможет получить номера в ГИБДД или в частной фирме.
  • Если регистрационные действия происходят в «неродном» регионе, выбора не будет: печатать номера надо только у «частника».

Вводится переходный период, поясняет источник “Ъ”, знакомый с ситуацией:

  • если через год выяснится, что 95% водителей изготавливают номера самостоятельно, закон поправят, исключив выдачу знаков в ГИБДД.

«В глубинке есть подразделения, где совершается 15–20 регистрационных действий в год, частные компании туда вряд ли придут, а предоставить гражданам услугу нужно,— поясняет собеседник “Ъ”.— Надо будет посмотреть, как рынок будет биться за клиента».

Предельную цену изготовления номера ограничат 2 тыс. руб., приказ ФАС уже подготовлен.

  • В ГИБДД госпошлина по регистрации машины по «полному циклу» (с выдачей номеров) составляет 2,85 тыс. руб.,
  • при изготовлении номера у «частника» госпошлина снижается до 850 руб.

Большинство водителей предпочтут получить номера в ГИБДД, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. «В ином случае надо после регистрации куда-то идти (ехать на автомобиле без номеров нельзя), заказывать номера и ожидать их изготовления,— говорит он.— С учетом расстояний, удаленности или загрузки изготовителей многие выберут регистрацию по старинке».

«Хорошо, что подразделения будут снабжаться номерами,— говорит заместитель гендиректора компании «Буборг» (поставщик МВД) Константин Школьник.— Но из текста закона и проектов нормативных актов непонятно, как это будет исполняться. Каковы принципы распределения знаков по подразделениям? Какие требования предъявляются к стационарным точкам продажи? Для поставщиков номеров все это крайне важно». Государство, по его мнению, должно жестко контролировать изготовителей. «Есть пример закона о техосмотре, который превратился в торговлю диагностическими картами,— отмечает Константин Школьник.— В случае с законом о регистрации может начаться бесконтрольная торговля номерами». Директор новосибирской «Типографии №2» Алексей Швечихин напомнил, что в 2013 году ГИБДД разрешила гражданам делать дубликаты потерянных или похищенных номеров в сторонних компаниях. «С тех пор появилось множество фирм, где нелегально можно напечатать любой номер,— говорит господин Швечихин.— Санкций нет (источник утверждает, что поправки к КоАП будут разработаны.— “Ъ”), проверок мало».

Какие тарифы на изготовление автомобильных регистрационных знаков предложила ФАС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет установить тарифы на изготовление номеров — 2 тыс. руб. за комплект для автомобилей и 1,5 тыс. руб.— для мотоциклов. Цена на свидетельство о регистрации составит от 500 до 1,5 тыс. руб. Тарифы начнут действовать с августа 2019 года для частных изготовителей — именно у них граждане будут печатать госзнаки, ГИБДД выдавать их больше не будет. Производители по предложенным ФАС тарифам работать откажутся, и водители во многих регионах не смогут получить номера, опасаются эксперты.

ФАС разместила на regulation.gov.ru проект приказа,

  • которым будут установлен предельный тариф на изготовление автомобильного номера — 2 тыс. руб.,
  • мотоциклетного или тракторного — 1,5 тыс. руб.,
  • номера типа «транзит» — 200 руб.

Цена печати свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) составит от 500 до 1,5 тыс. руб.

Тарифы вступят в силу 4 августа 2019 года — вместе с законом «О государственной регистрации транспортных средств» и другими связанными с ними приказами и постановлениями. Автовладельцев ждет целый ряд нововведений: при покупке машины в автосалоне не надо будет ехать в ГИБДД за номерами (их напечатают прямо у дилера), а при регистрации машины в Госавтоинспекции новому собственнику присвоят набор из букв и цифр — саму металлическую пластину нужно будет заказать у частного изготовителя. Для них ФАС и установит предельный тариф.

Для граждан цена на изготовление номера в ГИБДД (в виде госпошлины) и сегодня составляет 2 тыс. руб.— для них поменяться по идее ничего не должно. Тем не менее опрошенные “Ъ” эксперты говорят о существенных рисках, которые могут возникнуть в результате применения тарифов и нового закона. В некоторых регионах гражданам будет негде изготовить госзнак, считает глава Союза производителей государственных регистрационных знаков транспортных средств (объединяет 26 компаний) Людмила Шерстнева. В некоторых местах, например в Якутии, на Чукотке или в отдаленных районах Подмосковья (Талдом, Серебряные Пруды), регистрационные подразделения ГИБДД в течение месяца выдают всего 40–50 номеров, но они закупаются МВД централизованно и заранее. С августа этим будут заниматься частники, но для них это экономически невыгодно, поясняет госпожа Шерстнева. Для изготовления госзнаков нужно получить разрешение в ГИБДД (более 100 тыс. руб. за одно свидетельство, позволяющее печатать один тип знаков, а всего их 27), закупить пресс-оборудование (от 2 млн до 4,4 млн руб., в зависимости от типов номеров). Также нужно платить зарплату сотрудникам, оплачивать коммунальные расходы, услуги охраны.

Всего в России, по оценкам союза, около 300 изготовителей регистрационных знаков, причем подавляющее их большинство печатают номера только автомобильные.

Опасения госпожи Шерстневой разделяет и директор ООО «Знак» (крупный производитель номеров, поставщик ГИБДД) Денис Алешин. По его словам, в России насчитывается почти 1,3 тыс. регистрационных подразделений ГИБДД (ежегодно они совершают более 12 млн регистрационных действий), рядом с 45% из них работают фирмы, где граждане могут напечатать дубликаты номеров. «Чтобы открыть официальный пункт изготовления по новым правилам, у них должно быть специальное помещение, охрана, сейф. Традиционные «палатки» у подразделений с августа будут запрещены. Предположим, часть из них аккредитуются, став изготовителями госрегзнаков,— говорит он.— Но что будет в тех местах, где бизнес не станет этим заниматься?

Человек выйдет из ГИБДД с документами, а номер ему будет напечатать негде. При этом ехать без номеров нельзя — могут лишить прав».

Людмила Шерстнева обращает внимание, что по закону «О государственной регистрации транспортных средств» у салонов и дилеров нет полномочий по изготовлению СТС, непонятно, на основании чего ФАС хочет установить тарифы для этих целей. Этому, по сведениям “Ъ”, крайне удивились и в ГИБДД России (там уже ознакомились с проектом приказа): изготовление СТС не планировалось передавать автосалонам. Возможно, в ФАС хотели установить цены на транспортные услуги (забрать свидетельство из ГИБДД и привезти клиенту), но неправильно сформулировали норму, предполагает эксперт по регистрации автомобилей Борис Ионов.

Цена услуги постановки новой машины на учет без посещения ГИБДД (законом она пока не предусмотрена, но оказывается некоторыми компаниями) иногда достигает 15 тыс. руб., говорит руководитель проектов по бизнес-процессам группы компаний «Автоспеццентр» Константин Авакян: если цены будут официальные и существенно меньше, то для потребителя это «большой плюс». «С другой стороны, предложенный ФАС тариф не подразумевает гибкости в отношении автодилеров, которые могли бы быть заинтересованы в получении аккредитации в качестве регистратора,— отмечает господин Авакян.— Это означает долгую окупаемость затрат на получение заключений и закупку необходимого оборудования». Минимальная его стоимость составляет более 700 тыс. руб., говорит он. «Безусловно, это разовое вложение, которое будет осуществлено всеми крупными игроками рынка,— добавляет господин Авакян.— Но для небольших компаний, ввиду низкого объема продаж, срок окупаемости может составить не один год».

Источники: 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!