Важные изменения в порядке постановки автомобиля на учет и присвоении номера авто с августа 2019 года

По новым правилам при постановке на учет автомобилям хотят присваивать номера региона, где зарегистрирован владелец. Новое правило начнет действовать в января 2020 года. Ожидаемое вступление в силу закона о госрегистрации транспортных средств перенесли на начало 2020 года. Госдума, одобрившая ранее законопроект в трех чтениях, отсрочила его действие, чтобы дать возможность подготовиться МВД, ГИБДД и автосалонам.

Важные изменения в порядке постановки автомобиля на учет и присвоении номера авто с августа 2019 года

  • С 4 августа 2019 года должен был вступить в силу закон «О государственной регистрации транспортных средств», предусматривающий возможность поставить автомобиль на учет и получить номера в прямо в автосалоне. По ряду причин профильные ведомства и компании не успели подготовиться к новому порядку регистрации, поэтому вступление документа в силу отложили на 5 месяцев – до 1 января 2020 года
  • Так же отложен обязательный переход на автомобильные и мотоциклетные номера нового образца. Ожидалось, что соответствующий ГОСТ заработает 4 августа нынешнего года. Решение о продлении действия старого стандарта на целый год, до 4 августа 2020 года принято после обращений ГИБДД и Минсельхоза

Новые правила постановки автомобиля на учет

Основное новшество новой редакции — перенос сроков вступления в силу закона с 4 августа 2019 года на 1 января 2020-го.

Госавтоинспекция подготовила новые правила постановки автомобиля на учет. Документ по большей части повторяет действующий приказ МВД №399.

Очень важное нововведение заключается в следующем: при постановке автомобиля на учет можно будет получить номер только того региона, где автовладелец зарегистрирован.

  • По действующим правилам, напомним, купив машину в Рязанской области с номером региона 62, гражданин с московской пропиской ставит авто на учет и, если хочет, продолжает использовать тот же номер.
  • По новым правилам это будет исключено: у автовладельца со столичной регистрацией должен быть исключительно московский номер (с регионом 77, 97, 99 и т. д.). Правило это будет соблюдаться независимо от того, где автомобиль приобретается и регистрируются.

Второе нововведение — появляется возможность регистрации приобретенного авто прямо в автосалоне (без посещения ГИБДД). ГИБДД создаст специализированный реестр автодилеров, имеющих право регистрировать новые машины. Предполагалось, что уже с августа 2019 года клиентам таких автосалонов не нужно будем самим ставить на учет купленную машину в подразделениях Госавтоинспекции. При этом даже госномера для транспортного средства можно будет напечатать здесь же. В приказе содержится ряд требований к компаниям, которым делегируют такие полномочия. Участники рынка говорят, что они им вполне по силам.

Еще одно нововведение — возможность выбора места, где получать номера. Первоначально планировалось, что в подразделении ГИБДД автовладельцы будут получать только набор букв и цифр, а саму пластину печатать у частников-изготовителей. Полгода назад обнаружилось, что таких фирм в стране не хватает, в некоторых регионах нужно для печати номера проехать более 100 км, поэтому автовладельцам решено оставить выбор. При обращении в ГИБДД надо будет заплатить пошлину за номер и новое свидетельство о регистрации (СТС) 2,85 тыс. руб., при обращении к частнику — оплатить печать (максимальный тариф — 2 тыс. руб., определен приказом ФАС) и госпошлину за новое СТС в размере 850 руб.

Порядок выдачи госзнаков утвердят отдельным постановлением правительства. В нем будет прописано новое правило: автовладелец получает номер с кодом только того региона, где он зарегистрирован. Сейчас, напомним, москвич, ставя на учет машину в Подмосковье, получает номера с кодом 50, 150, теперь будет получать 77, 97, 177 и т. д. Это нужно для усиления полицейского надзора.

В законе появится новое основание для прекращения регистрации. Наряду со снятием машины с регистрационного учета в ГИБДД законом допускается прекращение регистрации автомобиля на некоторый срок. В этом случае предполагается, что через время данное транспортное средство (ТС) будет повторно зарегистрировано на территории России. Одним из основных плюсов процедуры является отсутствие необходимости уплаты госпошлины.

Владельцем автомобиля больше не сможет быть ребенок. По текущим правилам в случае, если собственник машины — несовершеннолетний гражданин, машина может быть зарегистрирована на его усыновителя или родителя. В поправках сказано: как только подросток достигает 16-летия, регистрация машины на усыновителя прекращается. Это нужно для исключения практики, когда граждане делают собственником машины несовершеннолетних детей, а регистрируют ее на себя: штрафное постановление не выносится, поскольку нельзя привлечь к ответственности несовершеннолетнего ребенка.

Автовладелец должен будет нанести на машину за свой счет специальную дополнительную маркировку, если один из идентификационных заводских номеров заржавел или прогнил. Владельцы машин с ржавыми номерами кузова или рамы должны нанести дополнительную «полицейскую» маркировку с VIN-номером. Такая обязанность предусмотрена законом «О государственной регистрации транспортных средств» и проектом постановления правительства, подготовленным ГИБДД. Эксперты говорят, что это упростит сделки купли-продажи с проблемными машинами. В документе стоимость услуги по нанесению маркировки не фигурирует — по предварительным оценкам, она может достигать 7 тыс. руб.

Будет отменена госпошлина за выдачу номеров. МВД готовит поправки в Налоговый кодекс, отменяющие госпошлину за выдачу государственных регистрационных знаков для автомобилей. Соответствующее уведомление размещено на портале regulation.gov.ru. Сегодня госпошлина, напомним, составляет 2 тыс. руб.

Вступит в силу новый ГОСТ, вводящий новые мотоциклетные и автомобильные номера. В 2019 году вводятся в обращение новые виды номерных знаков для мотоциклов, японских праворульных машин, мопедов, квадроциклов. В перспективе собственные регистрационные знаки появятся у скутеров, классических и ретро автомобилей.

Можно будет выбрать сочетание букв и цифр на номере — для этого введут специальные аукционы. Минэкономразвития совместно с МВД разрабатывает проект постановления правительства о том, чтобы все так называемые красивые автомобильные номера продавались через специальные аукционы в интернете. Внесение документа в кабмин запланировано на 2 сентября 2019 года.

Новый регламент по регистрации автомобилей

МВД разработало проект регламента по регистрации транспортных средств в подразделениях ГИБДД. Документ необходим для исполнения на практике нового закона о регистрации автомобилей, который вступит в силу в январе 2020 года. В регламенте описываются, в частности, процедуры взаимодействия подразделений и автосалонов: последние получат право самостоятельно ставить на учет машины клиентов и печатать номера. Документ закрепляет максимальную продолжительность процедуры регистрации автомобиля — она должна занимать не более одного часа.

МВД опубликовало на regulation.gov.ru проект нового административного регламента по регистрации транспортных средств в ГИБДД. Документ придет на смену приказам МВД №605, №399, которые будут впоследствии отменены. Новый регламент носит технический характер: документ необходим для исполнения закона «О государственной регистрации транспортных средств», который вступит в силу с 1 января 2020 года, и связанных с ним нормативных актов (постановления правительства, приказы МВД и т. д.). “Ъ” неоднократно рассказывал об этом законе: с вступлением его в силу водителей ждет масштабная реформа в области регистрации транспортных средств.

В регламенте (вступает в силу вместе с законом), в частности, описывается процедура взаимодействия ГИБДД с автосалонами и дилерами.

Последние, напомним, с января 2020 года получат право самостоятельно регистрировать новые автомобили клиентов.

  • Чтобы работать с Госавтоинспекцией, компания должна быть включена в полицейский перечень специализированных организаций.
  • Специальный (уполномоченный) сотрудник автосалона должен будет осмотреть автомобиль, проверить документы, сверить регистрационные данные и сформировать электронное заявление от имени автовладельца, которое через портал госуслуг будет направляться в ГИБДД.
  • Аккредитованные автосалоны и дилеры получат доступ к этому сервису.
  • Подразделение, получив и проверив документы, изготовит свидетельство о регистрации (СТС) автомобиля: его нужно будет забрать в Госавтоинспекции вместе с номерами.

В будущем, когда ГИБДД перейдет полностью на электронные документы, необходимость в посещении Госавтоинспекции отпадет.

Автодилер, если захочет, сможет получить право на самостоятельное изготовление госзнаков (для этого надо получить отдельное разрешение ГИБДД и быть включенным в отдельный реестр) и предоставлять такую услугу клиентам.

Регламент также установит время процедур подразделений:
  • Нормативы не меняются по сравнению с действующими правилами.
  • К примеру, максимальный срок предоставления госуслуги по регистрации транспортного средства, как и сейчас, будет ограничен одним часом, время отчитывается с момента приема документов в подразделении.
  • При записи в ГИБДД через портал госуслуг автовладельцу может быть предложено время не позже чем на пятый день после обращения.
  • Если гражданин не приходит в назначенный час, то срок ожидания составляет не более 15 минут, дальше его принимают в порядке живой очереди.
  • Максимальный срок осмотра транспортного средства не должен занимать более 20 минут.

Пошлина за предоставление госуслуги будет такая же, как и сейчас:

  • 2 тыс. руб. за регистрацию с выдачей госномера,
  • 800 руб. за выдачу паспорта транспортного средства взамен утраченного или пришедшего в негодность,
  • 500 руб. за выдачу свидетельства о регистрации.

Отметим, что комитет Госдумы по транспорту вместе с ГИБДД уже подготовил поправки в закон о регистрации транспортных средств.

  • Планируется предоставить автовладельцам выбор: печатать и получать номера в подразделении (как и сейчас) или у частных изготовителей номеров.
  • Текущая редакция закона предполагает изготовление госзнаков только у частников, но таких фирм мало, это обнаружилось после мониторинга ГИБДД.

Также планируется, что гражданин, обратившись в подразделение любого региона для регистрации машины, сможет получить номер только с кодом «своего» региона.

  • Иными словами, москвич в любом случае, куда бы он ни обратился, получит московские номера (с кодом 177, 179, 799 и т. д.),
  • житель Чечни — с кодом 95,
  • Дагестана — с кодом 05 и т. д.

Вступление в силу закона «О государственной регистрации транспортных средств» перенесено с августа 2019 года на январь 2020-го. Отсрочку ввела Госдума, чтобы у МВД была возможность подготовиться к вступлению в силу документа, в рамках которого водители столкнутся с массой нововведений, включая регистрацию машин в автосалоне. Помимо этого вводится право выбирать место получения номеров — в подразделениях ГИБДД или у частных изготовителей номеров.

Причины и последствия отсрочки принятия закона «О государственной регистрации транспортных средств»

Новый закон о регистрации автомобилей должен был передать выдачу государственных номеров в частные руки. При этом ГИБДД оставляла за собой функцию присваивать конкретному транспортному средству определенное сочетание букв и цифр. Согласитесь, было бы удобно, покупая новый автомобиль, забрать его из салона уже с номерными знаками.
Но после принятия закона выяснилось, что Россия – страна большая и в каждом регионе есть свои особенности. Например, в регионах, где количество выданных в месяц автомобильных номеров не превышает 50 штук, компаниям будет просто невыгодно работать по рекомендованным тарифам (2 000 рублей за комплект). Сейчас все подразделения ГИБДД закупают таблички централизованно, а штучное производство, как известно, увеличивает себестоимость товара. Кроме того, предпринимателями пришлось бы потратиться на приобретение лицензии и на покупку оборудования. Объем первоначальных вложений измеряется миллионами рублей. Поэтому желающих работать на Чукотке и в Ненецком автономном округе не нашлось. А в половине регионов пункты изготовления номеров находятся на удалении более 100 км от регистрационных подразделений ГИБДД.
В итоге, ГИБДД решило сохранить за собой право выдавать номерные таблички. Но для этого необходимо внести соответствующие поправки в уже принятый закон. Тогда у автовладельца появится выбор: печатать номера в частной компании или обратиться в ГИБДД. Заодно в закон решили внести еще одну поправку, касающуюся кода региона. Его будут присваивать в зависимости от места регистрации самого автовладельца, а не от расположения подразделения ГИБДД. Это позволит инспекторам эффективнее контролировать трафик. 
Почему МВД решено не исключать полностью из процесса выдачи автомобильных номеров

МВД решено не исключать полностью из процесса выдачи автомобильных номеров, как того требует закон «О госрегистрации транспортных средств». Соответствующие поправки подготовлены думским комитетом по транспорту и внесены в парламент. Разработчики поясняют, что лишь в 11 субъектах федерации есть достаточное количество компаний, способных удовлетворить спрос на печать номерных знаков. Таким образом, закон о регистрации автомобилей должен быть изменен еще до вступления в силу в августе 2019 года.

Принятый в 2018 году закон «О госрегистрации транспортных средств» (а также связанные с ним нормативные акты) содержит ряд нововведений в области регистрации автомобилей. В частности, автодилеры получают право регистрировать новые автомобили и выдавать номера — клиенту не понадобится даже ехать в ГИБДД. Также вводятся новые виды номерных знаков: мотоциклетные (меньшего, чем обычно, размера), квадратные для японских и американских автомобилей. При этом автовладельцы будут заказывать номера у аккредитованных фирм-производителей — ГИБДД будет назначать лишь сочетание букв и цифр. Нововведения заработают с 4 августа.

Комитетом Госдумы по транспорту при участии МВД уже подготовлены поправки к закону, документ внес в парламент первый зампред комитета Михаил Авдеев (КПРФ). В пояснительной записке говорится, что только в 11 субъектах, включая Подмосковье, Татарстан, Санкт-Петербург, Калужскую область, уровень обеспеченности пунктами изготовления номеров оценивается как «достаточный» (80%), в 32 регионах он не достигает 30%. «В этих регионах пункты, как правило, располагаются только в столицах либо крупных городах,— сказано в материалах к законопроекту.— Примерно в половине субъектов пункты изготовления знаков располагаются на удалении более 100 км от регистрационных подразделений». На Чукотке и в НАО пунктов вообще нет. В ГИБДД при этом работает 1,29 тыс. регистрационных подразделений, выдающих ежегодно 3–4 млн номеров.

Поэтому предложено не исключать совсем Госавтоинспекцию из процесса выдачи номерных знаков.

  • Если автовладелец ставит на учет машину в подразделении региона, где он зарегистрирован, он сможет получить номера в ГИБДД или в частной фирме.
  • Если регистрационные действия происходят в «неродном» регионе, выбора не будет: печатать номера надо только у «частника».

Вводится переходный период, поясняет источник “Ъ”, знакомый с ситуацией:

  • если через год выяснится, что 95% водителей изготавливают номера самостоятельно, закон поправят, исключив выдачу знаков в ГИБДД.

«В глубинке есть подразделения, где совершается 15–20 регистрационных действий в год, частные компании туда вряд ли придут, а предоставить гражданам услугу нужно,— поясняет собеседник “Ъ”.— Надо будет посмотреть, как рынок будет биться за клиента».

Предельную цену изготовления номера ограничат 2 тыс. руб., приказ ФАС уже подготовлен.

  • В ГИБДД госпошлина по регистрации машины по «полному циклу» (с выдачей номеров) составляет 2,85 тыс. руб.,
  • при изготовлении номера у «частника» госпошлина снижается до 850 руб.

Большинство водителей предпочтут получить номера в ГИБДД, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. «В ином случае надо после регистрации куда-то идти (ехать на автомобиле без номеров нельзя), заказывать номера и ожидать их изготовления,— говорит он.— С учетом расстояний, удаленности или загрузки изготовителей многие выберут регистрацию по старинке».

«Хорошо, что подразделения будут снабжаться номерами,— говорит заместитель гендиректора компании «Буборг» (поставщик МВД) Константин Школьник.— Но из текста закона и проектов нормативных актов непонятно, как это будет исполняться. Каковы принципы распределения знаков по подразделениям? Какие требования предъявляются к стационарным точкам продажи? Для поставщиков номеров все это крайне важно». Государство, по его мнению, должно жестко контролировать изготовителей. «Есть пример закона о техосмотре, который превратился в торговлю диагностическими картами,— отмечает Константин Школьник.— В случае с законом о регистрации может начаться бесконтрольная торговля номерами». Директор новосибирской «Типографии №2» Алексей Швечихин напомнил, что в 2013 году ГИБДД разрешила гражданам делать дубликаты потерянных или похищенных номеров в сторонних компаниях. «С тех пор появилось множество фирм, где нелегально можно напечатать любой номер,— говорит господин Швечихин.— Санкций нет (источник утверждает, что поправки к КоАП будут разработаны.— “Ъ”), проверок мало».

Обязательный переход на госномера нового образца отложили на год

Вступление в силу нового стандарта для номеров автомобилей и мотоциклов перенесли на год. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. Ожидалось, что соответствующий ГОСТ заработает 4 августа нынешнего года. Желающие получить регистрационные номера нового образца могут это сделать только у частных фирм. Таким образом, в России до следующего года будут применяться оба стандарта одновременно.

По словам источника, решение о переносе сроков введения нового ГОСТа было принято Росстандартом после просьб ГИБДД и Минсельхоза. В ведомствах объяснили, что на их складах скопилось много неиспользованных госзнаков, которые пришлось бы списать в утиль. Ожидается, что за год этот запас будет исчерпан, после чего с 4 августа 2020 г. Госавтоинспекция и другие ведомства полностью начнут работать по новому стандарту.

МВД уже заключило контракты с поставщиками (на 19,6 млн руб. в СКФО, на 157 млн руб. в ЦФО), заказав партии госзнаков старого образца: новые номера в подразделениях ГИБДД пока не появятся.

Изначально планировалось, что новый стандарт вступит в силу с 1 января нынешнего года. Однако ГИБДД попросила отсрочить это решение. Тогда в ведомстве объяснили, что сроки нужно перенести для исключения необоснованных расходов федерального бюджета. Основная проблема — особенности полицейских госзакупок, которые делаются на несколько месяцев вперед, однако ведомство не имеет права заказывать производство госзнаков по ГОСТу, еще не вступившему в силу, поэтому закупаются номера только соответствующие ГОСТу от 1993 года.

Источники: 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *